Казахстан насчитал потери от неуплаты НДС (налог на добавленную стоимость) киргизскими перевозчиками на 6 млрд тенге, пишет Интерфакс-Казахстан.
«ЕАЭС создавался на условиях исключения таможенных формальностей между нашими странами. При этом единая таможенная территория никак не предполагает свободное обращение продукции, не прошедшей установленной Таможенным кодексом таможенной очистки. Также свободное перемещение не означает уклонение от уплаты НДС при внутренних поставках. Такие товары можно смело назвать экономической контрабандой», - сказала вице-министр торговли и интеграции Жанель Кушукова, слова которой приводятся в пресс-релизе.
«На сегодня мы насчитали потери от неуплаты НДС на 6 млрд тенге. Сложившаяся ситуация не может нас не беспокоить», - отметила Кушукова.
В целом, по данным ведомства, во втором полугодии 2019 года установлено 4,8 тыс. фактов, когда в товарно-транспортных накладных был оформлен транзит товаров из Киргизии в Российскую Федерацию, однако товары фактически остались на территории Казахстана без уплаты НДС.
Как отмечается в информации Минторговли, казахстанская сторона неоднократно фиксировала увеличение "контрабандного" товаропотока на территорию ЕАЭС через территорию Киргизии, которое стало наблюдаться с конца 2018 года.
«Между органами госдоходов Казахстана и Киргизии проведен ряд рабочих встреч, были достигнуты договоренности по использованию ценовых индикаторов при таможенной очистке, контролю объемов импорта с КНР, обмену таможенной информации. Однако поток контрабанды и лжетранзита из Киргизии не прекратился», - добавила Кушукова.
Как сообщалось, Киргизия пожаловалась в ВТО на Казахстан из-за усложнения транзита.
«Киргизская сторона проинформировала членов ВТО о нарушениях и несоблюдении международных правил торговли Казахстаном, выраженных в форме ужесточенных мер по пропуску грузового транспорта, досмотру грузов и сложностями при прохождении транзитных товаров», - сообщила пресс-служба Минэкономики Киргизии.
По информации пресс-службы, начиная с марта 2019 года, на территории Казахстана наблюдаются значительные задержки в движении транзитных товаров, следующих из Киргизии через соседнюю республику, которые вызваны ужесточенными проверками со стороны казахстанских властей.
«В виду отсутствия каких-либо признаков улучшения ситуации на границе киргизская сторона призвала Казахстан устранить применяемые торговые барьеры и действовать в рамках установленных ВТО правил», - отмечалось в сообщении в киргизского министерства.
Вместе с тем Казахстан после жалобы Киргизии в ВТО об усложнении транзита заявил о недостоверности сопроводительных документов.
«Скопления автотранспортных средств на казахстанско-кыргызской границе связаны с ограниченностью пропускной способности автомобильных пунктов пропуска в плодоовощной сезон или же после праздничных дней при единовременном прибытии грузовых автотранспортных средств. В перспективе данный вопрос решается с помощью запланированной реконструкции пунктов пропуска, при этом не несет системный характер и не связан с проводимыми контрольными мероприятиями», - говорилось в сообщении пресс-службы комитета госдоходов Минфина Казахстана.
В пресс-службе отметили, что среднее скопление автотранспортных средств за февраль 2020 года "составляет порядка 30 единиц, несмотря на то, что контрольные мероприятия, проводимые в рамках экспортного контроля и взимания косвенных налогов, не приостановлены».
В ведомстве также сообщили, что по результатам анализа сопроводительных документов при перемещении товаров из Киргизии в Казахстан и в Россию установлено, что «цены на перевозимые товары многократно занижаются, в частности, по товарам китайского происхождения в 10-70 раз».
По данным пресс-службы, только в ноябре и декабре из выборочно проверенных 194 автотранспортных средств, проследовавших из Киргизии, недостоверное заявление сведений в товаросопроводительных документах выявлено в 191 случае (98%).
Кроме того, в комитете госдоходов отметили, что в течение 2019 года с киргизской стороной был проведен ряд рабочих встреч, в ходе которых достигнута договоренность по обеспечению ценовых индикаторов, контролю объемов импорта из КНР и совместного контроля перемещения товаров с помощью применения навигационных пломб.