Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов рассказал о принимаемых мерах по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары и созданию оптово-распределительных центров, пишет primeminister.kz.
На стабильность цен на социально значимые продовольственные товары влияет целый комплекс причин. В том числе объемы производства и недостаточности тех или иных продуктов, импортозависимость этих продуктов.
«Несмотря на то что сегодня министр сельского хозяйства говорил, что мы в два раза больше риса производим, чем потребляем, зависимость от импорта риса все же есть. Так как мы потребляем некоторые виды риса, которые у нас сегодня не производятся в силу климатических условий. Тем не менее зависимость от импорта влияет на ценообразование», — сказал министр.
На колебания цен оказывают влияние потери производителей во время производства, перемещения и различные барьеры при доставке их до потребителей, в целом отсутствие полноценной эффективной системы распределения продуктов питания и других товаров через широкую сеть посредников.
«Например, товар с грядки в 4 или 5 раз дороже. Мы теряем добавленную стоимость, она остается без налогов. Это является большой проблемой. В конечном итоге это приводит к необоснованному и часто повышенному росту цен», — сказал Бахыт Султанов.
Как отметил министр, говоря о стабилизации цен, нужно целиком решать проблему от производства или импорта продукции до правильного распределения и доведения до потребителя. В этой связи особое внимание необходимо уделить созданию оптово-распределительных центров. Министр привел в пример Испанию и Францию — показательные страны с точки зрения оптовых продовольственных рынков.
«Мы внимательно изучаем международный опыт. Я буквально недавно сам лично посетил Испанию и Францию, познакомился с системами оптово-распределительных центров. Это один из больших элементов, который влияет на цены», — отметил Бахыт Султанов.
Так, по его словам, в Испании и Франции создавались большие ОРЦ с участием государства. Такие центры уже существует более полувека. Они влияют на насыщение рынка необходимыми продуктами, создали прозрачный понятный контакт между производителями и оптовыми покупателями. Это влияет на возможность расширения конкурентной сети объектов торговли и доступа продуктов до потребителя.
В Испании функционирует одна из самых успешных компаний в Европе, владеющая 23 современными оптовыми рынками сельхозпродукции. Она была создана испанским правительством еще в 1965 году и до сих пор остается под контролем властей. Через оптовые рынки продается до 65% фруктов и овощей, 55% рыбы и морепродуктов.
Во Франции в середине ХХ века правительство создало сеть из 16 национальных оптовых рынков (сейчас с ними работают более 3500 сельхозпроизводителей и 2100 оптовых продавцов). Крупнейший рынок Европы - RUNGIS (Ранжис) в пригороде французской столицы и обеспечивает продуктами не только Париж и его окрестности, но и соседние страны — охват населения более 18 млн человек. Оборот — 1,7 млн тонн различных продовольственных товаров на сумму более 9 млрд евро.
При этом 56,73% акционерного капитала принадлежит государству и госкомпаниям. Все оптовые продавцы в радиусе 20 км от Ранжиса обязаны продавать свои товары только на оптовом рынке. И, так же как и в Испании, покупать на оптовом рынке могут только производители и коммерсанты.
В Казахстане уже начата работа по созданию подобных оптовых рынков. Совместно с Азиатским банком развития (у которого есть большой опыт в реализации подобных проектов) проводится работа по прогнозированию потоков товаров от производителя до потребителя.
«Мы подтягиваем к этой работе ряд институтов развития, которые помогают нам не только изучить международный опыт, но и будут вместе с нами обеспечивать формирование правильной финансово-экономической модели построения такой системы. В целом мы ее называем эффективной товаропроводящей системой», — сообщил министр.
В будущем планируется провести большую работу с соседними странами по созданию эффективной товаропроводящей инфраструктуры.
«Такой же опыт есть и в соседних странах — в Узбекистане и Кыргызстане. Очень важно отметить, что мы также должны кооперироваться с нашими южными соседями. Потому что мы находимся в схожих природно-климатических условиях и очень часто у нас появляется одна и та же проблема — одновременно происходит вызревание сезонных продуктов питания, мы пытаемся все это вместе реализовать, неправильно конкурировать, хотя можно было разложить по времени, по рынкам сбыта. Поэтому мы вместе с нашими соседями будем кооперироваться в этой работе и создавать эффективную товаропроводящую систему», — сказал министр.
Данные меры позволят товаропроизводителям получить гарантированный сбыт и снизить потери. В результате те деньги, которые они теряют сегодня, смогут вложить в технологии, продуктивность своего производства, инфраструктуру хранения. По предположению МТИ, это в конечном итоге приведет к снижению стоимости у производителей.