USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
70.96$
+0.080
BTC
89835.00$
+319.700

Размеры экономик группы азиатских и развитых стран могут сравняться

Через 20 лет на Азию может приходиться до 39% мирового потребления

Share
Share
Share
Tweet
Share
Размеры экономик группы азиатских и развитых стран могут сравняться- Kapital.kz

Как в деловой среде, так и в повседневной жизни часто можно слышать разговоры об огромном потенциале азиатских стран, о перспективах роста региона. В основном – это разговоры в будущем времени. Однако как свидетельствуют данные исследования McKinsey, давно предрекаемое будущее Азии уже наступило. 

Сегодня с уверенностью можно сказать, что Азия является крупнейшей в мире региональной экономикой. Более того, страны региона продолжают развиваться и интегрироваться, а значит, Азия может стать источником следующего этапа глобализации. Это проявляется и в макроэкономических показателях: доля региона в мировом ВВП по паритету покупательной способности возросла с 32% в 2000 году до 42% в 2017-м, а к 2040 году ожидается, что этот показатель достигнет 52%. Для сравнения: в период с 2000 по 2017-й доля Европы в мировом ВВП по ППС снизилась с 26% до 22%, а Северной Америки – с 25% до 18%. Также Азия активно догоняет развитые экономики в части потребления, согласно прогнозным данным, к 2040 году на долю региона может приходиться до 39% мирового потребления.

Влияние Азии растет во всех сферах: в регионе учатся 48% от всех международных студентов мира. В 2017 году здесь было подано 65% от всех мировых патентов. Доля региона в спросе на энергоносители достигает 43%. Доля мировых ПИИ увеличилась с 12% до 26%, опередив по этому показателю Северную Америку, у которой 20%. Подобные показатели свидетельствуют о структурных изменениях в Азии, которые, несомненно, влияют на динамику развития всего мира.

Экономики стран Азии не просто интенсивно растут, но и быстро интегрируются, задавая тренд на регионализацию. К примеру, 60% азиатских товаров, поступающих во внешнюю торговлю, остаются в регионе, 71% инвестиций в стартапы и 59% прямых иностранных инвестиций являются внутрирегиональными, а 74% азиатских туристов путешествуют по региону. Как видно из этих данных, усиление интеграции в регионе открывает огромные возможности для стран, ранее более ориентированных на взаимодействие с развитыми экономиками Запада, в том числе и для Казахстана.

Когда мы говорим об Азии, понимаем, что речь идет об очень большой и неоднородной группе стран. В исследовании McKinsey регион поделен на условные четыре подгруппы на основании масштаба, уровня экономического развития, способа взаимодействия друг с другом и миром в целом.

Передовая Азия

Все страны этой группы (Австралия, Япония, Новая Зеландия, Сингапур и Южная Корея) достигли высокого уровня ВВП на душу населения: от $30 тыс. до $60 тыс. Кроме того, их отличает большая степень урбанизации и взаимного сотрудничества, они предоставляют технологии, капитал и премиальный потребительский рынок для остальных государств региона. Страны «Передовой Азии» направили около $1 трлн прямых иностранных инвестиций за 2013-2017 годы по всему миру, что составляет 54% от всех ПИИ региона.

Китай

Китай – вторая по величине экономика в мире. Эта страна является достаточно большой и отличной от других, чтобы стоять в своей собственной категории, выступая в качестве якорной экономики для остальной части региона. В период с 2013 по 2017 годы на Поднебесную приходилось 35% от общего объема исходящих прямых иностранных инвестиций в Азии. Страна уделяет значительное внимание повышению инновационного потенциала, в 2017 году на долю Китая приходилось более 40% мировых заявок на патенты.

Развивающаяся Азия

Эти страны (Бутан, Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Монголия, Мьянма, Непал, Филиппины, Таиланд и Вьетнам) относительно разнообразны, но, как правило, имеют небольшие экономики с высокой степенью внутрирегиональной зависимости. Около 72% торговли, 80% потоков капитала и 85% потоков людей в этой группе являются внутрирегиональными. Данная подгруппа стран обеспечивает трудовые ресурсы и рост для остальной части Азии, в то же время будучи весьма культурно разнообразной.

Приграничная (frontier) Азия и Индия

Страны этой группы (Афганистан, Бангладеш, Фиджи, Индия, Казахстан, Кыргызстан, Мальдивы, Пакистан, Шри-Ланка, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) исторически имели низкий уровень региональной интеграции. Внутрирегиональная доля товаров, капитала и перемещения людей составляет всего 31% – это самый низкий показатель в Азии. Исторически у этих стран был более широкий спектр торговых отношений. В 2017 году на Европу, Ближний Восток, Африку и Северную Америку приходилось 45% импорта и 66% экспорта этих стран, а также 56% от притока ПИИ. Кроме того, эти страны можно рассматривать как новые рынки для всей остальной Азии по мере усиления их интеграции в регионе.

Остановимся отдельно на группе «Приграничная Азия и Индия», в которую входит и Казахстан. В регионе активно развивается сервисный сектор, Индия в частности специализируется на бизнес-услугах. Любопытным преимуществом региона является молодость населения. Средний возраст населения Индии, к примеру, в 2050 году ожидается на уровне 38 лет, что на 10 лет ниже аналогичного прогноза для Китая. Это регион, который в настоящее время проходит через активную фазу урбанизации, что вкупе с молодыми трудовыми ресурсами может дать большой импульс росту ВВП и производительности.

Также данную подгруппу отличает большой потенциал для развития промышленной базы. Эти страны традиционно сталкивались с трудностями в развитии внутреннего производственного сектора. Во-первых, существует значительный разрыв в пропускной способности и качестве инфраструктуры по сравнению с другими странами региона. Например, береговая линия Индии почти вдвое уступает в протяженности и количестве портов Китаю, что существенно влияет на объемы транспортировки. Для компаний-производителей этого региона характерны высокие затраты на логистику – иногда в разы превышающие аналогичные затраты стран «Передовой Азии».

Вторая сложность – институциональная. Сочетание бюрократии и коррупции делает процесс принятия решений медленным; компании борются за приобретение земли и своевременное развитие новых производственных мощностей. Все страны в группе «Пограничная Азия и Индия» находятся во второй сотне индекса Всемирного банка эффективности правительств (всего в индексе 200 государств). Однако, как отмечается в исследовании McKinsey, некоторые страны этого региона добились заметных успехов. Так, общий рейтинг Индии по мировым показателям управления подскочил со 114-го места до 107-го в период между 2007 и 2018 годами, а в рейтинге легкости ведения бизнеса «Doing Business» Всемирного банка в 2019 году Казахстан занял 28-ю строчку.

Третья зона для развития в этой части Азии – сокращение пробелов в знаниях и навыках. И здесь также эта группа экономик обладает огромным потенциалом благодаря высоким темпам урбанизации и растущей индустриализации, а также многочисленному молодому населению.

Влияние региона в мире растет

Регион имеет значительные возможности для дальнейшей интеграции с другими азиатскими экономиками. Экспорт из Бангладеш, Пакистана и Шри-Ланки в остальные страны Азии в настоящее время растет более быстрыми темпами, чем в другие регионы. Например, экспорт Пакистана в азиатские страны увеличивается на фоне снижения темпов роста экспорта в Европу и сокращения в Северную Америку.

Ожидается, что к 2040 году экономика любой из этих групп азиатских стран будет сопоставима по размерам с сегодняшними развитыми экономиками. К тому времени Китай может быть сравним по размерам экономики с Северной Америкой. Как «Передовая Азия», так и «Приграничная Азия и Индия» – каждый регион в отдельности – могут стать крупнее экономик Ближнего Востока и Африки вместе взятых. «Развивающаяся Азия» может быть сопоставима с Латинской Америкой.

По мере того как Азия развивается, экономическое и политическое влияние региона в мире растет. Компаниям со всей планеты необходимо продумать, как сделать свой бизнес более актуальным для этой крупнейшей региональной экономики, при этом нужно учитывать различия внутри региона и разрабатывать стратегию под отдельные группы азиатских стран. Тем компаниям, которые уже имеют значительное присутствие в Азии, необходимо постоянно пересматривать и обновлять свою стратегию, потому что регион меняется стремительно. Для Казахстана также существует значительный потенциал усиления взаимоотношений с растущими экономиками Азиатского региона, который уже является самым крупным на планете и будет только увеличивать свою долю в мировой экономике и потреблении. 

Дулатбек Икбаев, партнер McKinsey & Company

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.