USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
BTC
70102.10$
-744.500

КТЖ «перезагрузит» работу железных дорог

Какие меры принимает руководство компании

8944

Недавний экономический кризис, охвативший все без исключения страны мира, оказался сильнее, чем все предшествовавшие. По оценкам экспертов, данный кризис масштабнее даже, чем Великая депрессия тридцатых годов, так как охватил не только банки, но и реальный сектор экономики. Он сильно отразился и на деятельности АО «НК «Қазақстан темір жолы». В нынешней ситуации, чтобы обеспечить финансовую стабильность, компания ищет новые пути развития и работает над повышением эффективности своей деятельности.            

Выкарабкаться из долговой ямы

На сегодня один из самых актуальных вопросов для ҚТЖ – сокращение долга, который составлял сотни миллиардов тенге. В так называемой «красной зоне» кредитного риска компания оказалась из-за большого размера финансовых обязательств. Дело в том, что в предшествующие годы активной инвестиционной деятельности АО «НК «ҚТЖ» привлекало значительные объемы кредитных средств для реализации крупных проектов.

В результате долг компании рос быстрыми темпами и на конец прошлого года составил 1,7 трлн тенге. Это много, учитывая уровень выручки и операционной прибыли ҚТЖ.

В связи с этим, компания подвержена трем основным рискам. Первый - это высокий валютный риск. На начало 2019 года 57% кредитного портфеля составляли займы в «твердой» валюте, при этом 80% выручки компании формируется в тенге. При ослаблении курса тенге балансовая стоимость долга и расходы по его обслуживанию значительно возрастают. Например,  финансовые расходы  увеличились с 47 млрд тенге в 2014 году до 104 млрд тенге в 2018 году, а убыток от отрицательной курсовой разницы за период с 2014 по 2018 год составил 617 млрд тенге.

Второй риск – это большие расходы на обслуживание долга. В 2018 году расходы на обслуживание долга составили 11,2% от всех расходов компании. По словам специалистов, большие расходы на обслуживание долга, в свою очередь, снижают операционный денежный поток и, соответственно, финансовые возможности компании для инвестирования в модернизацию инфраструктуры и подвижного состава.

Третий риск – это риск технического дефолта в связи с систематическими нарушениями условий кредитных соглашений в части показателей финансовой устойчивости. Например, на конец 2018 года коэффициент Долг/EBITDA, ключевой показатель финансовой устойчивости, составил 5,6 при максимально допустимом 3,5.

«В настоящее время ҚТЖ меняет подходы в управлении долгом и реализует ряд мероприятий, направленных на оптимизацию долговой нагрузки и повышение финансовой устойчивости компании. Во-первых, совместно с Правительством РК и Фондом «Самрук-Қазына» рассмотрен вопрос финансового оздоровления ҚТЖ и выработаны конкретные меры по снижению доли долга в «твердой» валюте, - говорит заместитель председателя правления по финансам АО «НК «Қазақстан темір жолы» Даир Кушеров. - В результате, 20 ноября 2019 года были полностью досрочно погашены еврооблигации на сумму 780 млн долларов США, что позволило снизить долю обязательств ҚТЖ в «твердой» валюте с 57% до 36% от общего размера долгового портфеля».

Во-вторых, в части сокращения размера основного долга реализуется ряд мероприятий по снижению гарантируемой части долга дочерних компаний, а также деконсолидации долга компаний, планируемых к передаче в конкурентную среду.

 Снижены расходы на обслуживание долга. В мае текущего года,  воспользовавшись текущими низкими ставками на международных рынках капитала, были выпущены 5-летние еврооблигации в швейцарских франках по ставке 2,25% годовых для рефинансирования аналогичных бумаг, выпущенных в 2014 году по более высокой ставке.

Также проводится системная работа с международными рейтинговыми агентствами Fitch, Moody’s и Standard&Poors, направленная на поддержание/повышение уровней корпоративных кредитных рейтингов. Как известно, от рейтингов во многом зависит стоимость заемного финансирования для компании, а также в целом инвестиционная привлекательность активов компании.

От непрофильного – избавиться!

Многие компании для улучшения финансового положения продают свои непрофильные активы. Так, вопрос выведения из структуры АО «НК «ҚТЖ» компаний, деятельность которых является непрофильной, стал одним из наиболее актуальных для финансового оздоровления компании.  

Для АО «НК «ҚТЖ» профильным видом деятельности является  представление услуг магистральной железнодорожной сети и услуг по перевозке грузов и  пассажиров. На сегодняшний день  выводится целый ряд непрофильных и убыточных активов, на которые отвлекались денежные средства.

Реорганизация  структуры ҚТЖ, сокращение количества юридических лиц, уровней управления активами и вывод непрофильных активов позволят эффективно перераспределить ресурсы для повышения стоимости АО «НК «ҚТЖ» и увеличения доходности. С начала 2019 года из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» выведено 12 непрофильных компаний, в том числе аэропорты и МЦПС «Хоргос», убытки  которых за 2018 год составили более 5 млрд тенге. В настоящее время  проводятся мероприятия по выведению из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» еще 16 активов, среди которых вагоностроительные заводы, складские терминалы и другое.

«Меры, принятые в части реструктуризации долга, являются частью решаемых задач для установления финансовой устойчивости. Кроме того, значительные усилия предприняты в части оптимизации затрат. Так, в 2019 году достигнуты результаты по сокращению удельного потребления топлива и электроэнергии до 4%, затрат по хранению топлива,  повышению производительности труда на 7%, что в денежном эффекте позволит ежегодно экономить до 20 млрд тенге», - уверен заместитель Председателя Правления по финансам АО «НК «Қазақстан темір жолы» Даир Кушеров.

Как и ожидалось, все вышеперечисленные проведенные мероприятия положительно отразились на финансовых показателях группы компаний АО «НК «ҚТЖ». Так, чистая прибыль за 10 месяцев текущего года составила 23,4 млрд тенге в сравнении с чистым убытком аналогичного периода прошлого года в размере -14,7 млрд тенге.

Системность и поступательность

Руководство компании понимает, что только усилия по оптимизации затрат без решения ряда системных вопросов в регулировании деятельности ҚТЖ не дадут должного эффекта. Как известно, ҚТЖ работает в жесткой регуляторной среде, поскольку является естественным монополистом по услугам магистральной сети  и субъектом общественно-значимого рынка по услугам перевозок. Это означает, что подавляющая часть доходов, а также текущих и капитальных расходов компании утверждаются и контролируются уполномоченными государственными органами.

В реальности производственная деятельность подвергается коррективам: растут доходы из-за роста объемов, но в еще большей степени растут расходы ввиду не только роста объемов, но и ежегодного повышения заработной платы производственного персонала, роста стоимости топлива, материалов и услуг сверх утвержденных параметров. Но действующие законодательные рамки не учитывают данный перекос.

Сегодняшние усилия компании направлены на системное изменение законодательства в области регулируемых тарифов и приближение его к существующим реалиям.

Партнерский материал.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.