USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96923.40$
-156.100

Спасут ли акцизы на бензин рынок от дефицита?

У экспертов неоднозначные мнения по этому поводу

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фотограф: Арсен Аскаров

Фотограф: Арсен Аскаров

Увеличение акцизов на бензин (на 10 тенге за литр) вновь обсуждали в правительстве. В Минэнерго введение новых пошлин на топливо аргументируют необходимостью пресечь его нелегальныйэкспорт в соседние страны. С удорожанием казахстанского бензина продавать его за границей станет невыгодно, это поможет избежать дефицита внутри страны. Тем временем эксперты, опрошенные корреспондентом «Капитал.kz», высказали противоположные мнения о предстоящем повышении акциза на топливо и дальнейшем удорожании бензина для конечного потребителя.

В частности, на вопрос о том, к чему приведет новый акциз на бензин с 1 января 2020 года, помимо роста стоимости на заправках, вице-министр энергетики Асет Магауов  пояснил, что сегодня местное топливо активно вывозится в Российскую Федерацию,так как в Казахстане самые низкие цены на ГСМ. Если в РК литр АИ-92 стоит 148 тенге, то в России почти в два раза дороже.

«У нас нет задачи выровнять цены за счет косвенных налогов. Никто не ставит задачу, чтобы в Казахстане была цена (за литр АИ-92 в рознице) 260 тенге. Однако увеличение акциза на 10 тенге начнет отрицательно сказываться на обороте  нелегальных перевозок бензина. То есть вводимый акциз начнет минусоваться из потенциального дохода тех, кто занимается теневыми перетоками казахстанского топлива. Пока же вся разница формируется непосредственно за счет ставки акциза и ставки налога на добавленную стоимость. В итоге существенным разрывом в наших розничных ценах начинают пользоваться в сфере неофициальной торговли», – сказал Асет Магауов журналистам на брифинге в правительстве.

 «Главное, чтобы на рынке были прозрачные взаимоотношения между конечными реализаторами в лице АЗС и производителями или поставщиками оптовых объемов бензина. Над этим мы работаем совместно с министерством (национальной) экономики – установлением транспарентных взаимоотношений на рынке нефтепродуктов, чтобы без посредников конечному потребителю можно было получать нужные  объемы», – отметил Асет Магауов.

Аналитик нефтегазового рынка Сергей Смирнов уверен, что введение акциза молниеносно отразится на ценах на бензин, как это происходило ранее.

«Вспомните, как летом 2017 года в 17 раз повысили акциз на дизтопливо. Тогда оно стоило порядка 135 тенге за литр, сегодня же – 193 тенге. Предстоящий акциз сидит в оптовой цене, то есть правительство повышает оптовую цену, следовательно, сокращает розничные доходы. Что будут делать в этом случае заправки? Тем более, когда в стране отменено государственное регулирование цен на бензин. То есть рынок сам все определит», – сказал эксперт.

- Что вы думаете о последнем аргументе Минэнерго касательно нелегальных перевозок бензина в Российскую Федерацию?

- Аргумент совершенно смешной. С введением акциза разница в цене на бензин с соседними странами заметно не изменится. И потом если в приграничных областях с Россией действительно вывозят бензин из страны легально или нелегально, как правило, это делают сами россияне, заполняя дополнительные бензобаки по 40 литров. Это просто смешно, поскольку это не те объемы, чтобы страдал наш внутренний рынок.

- На ваш взгляд, с чем связана столь существенная разница в ценообразовании на бензин в РФ и РК?

- Нынешняя разница на АИ-92 между нами и Россией примерно 100-120 тенге. Это действительно много. Однако нужно учитывать, что на среднюю зарплату россияне покупают 800 литров бензина, а мы только 700 литров, несмотря на то, что он дешевле. Например, в Норвегии, где бензин еще дороже, рядовые граждане покупают до 2000 тысяч литров бензина в месяц.

- Почему правительство решило ввести акциз на топливо именно сейчас?

  - Тут несколько причин. Цены на нефть остаются низкими и колеблются в пределах $60 за баррель. Повысились социальные расходы, а доходы бюджета сократились. Еще одна причина в том, что к 2025 году в странах ЕАЭС должен быть создан единый энергетический рынок. Поэтому если сохранится нынешняя разница в цене на бензин между Казахстаном, РФ или Кыргызстаном, то наша страна может остаться без бензина или с его дефицитом. Но решить этот вопрос с помощью предстоящего акциза вряд ли получится. У нас разная структура ценообразования на топливо. Около 50% в цене занимает сырая нефть. Лишь 15% – это налоги, все остальное  – переработка и транспортировка. В России же сырая нефть от стоимости топлива составляет всего 7% и больше 50% – это налоговая составляющая, которая идет в бюджет.

Между тем категорически против введения акциза на бензин выступает депутат Аманжан Жамалов. Ранее он уже обращался с запросом, в котором отметил, что увеличение акциза на нефтепродукты приведет к соответствующему росту цен на ГСМ. И пускай дополнительные поступления в бюджет, по их предварительным расчетам, составят 104 млрд тенге, однако эти деньги заплатят из своего кармана опять же население и бизнес.

«Понятно, что с определенными послаблениями малому бизнесу, дополнительными бюджетными затратами им приходится корректировать доходную часть бюджета. Но поднятие акцизов на бензин не является решением этих вопросов. Напротив, повышение цен на бензин окажет каскадный эффект на цены и тарифы, в результате приведет к падению реальных доходов населения и к очередному витку инфляции», – уверен Аманжан Жамалов.

Кроме этого, не согласен депутат с доводами Минэнерго по поводу нелегальных перевозок.

 «Это более чем некорректное объяснение, поскольку мы – прежде всего  государство. Если кто-то контрабандой провозит бензин и такой бизнес существует, где наши таможенные и пограничные органы? Я не понимаю! Пусть борются с этой проблемой.  Почему если неэффективно работают госорганы, должно расплачиваться все население», – недоумевает член Комитета по финансам и бюджету мажилиса.

Внештатный советник президента Казахстана Олжас Худайбергенов более лояльно относится к решению властей поднять акциз на топливо.

«Поскольку в России цена на бензин выше,  чем у нас в стране, то и возникают его перетоки за границу. Тем более никакой таможни на границе с РФ нет, поскольку мы все находимся в Таможенном союзе. Это нужно учитывать», – отметил Олжас Худайбергенов.

«В итоге сейчас у нас есть выбор: либо оказаться в ситуации дефицита, либо поднять цены не просто на бензин, когда деньги пойдут к производителям, а повысить стоимость топлива через введение акциза, чтобы эти деньги пошли в бюджет страны. Это нужно делать сейчас, поскольку когда возникнет ситуация с дефицитом бензина, цены вырастут еще больше», – заключил он.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.