В Алматы прошел 2-й Форум «Открытая экономика». Во время мероприятия международные и отечественные эксперты обсудили вопросы проведения институциональных реформ и их влияние на инклюзивное экономическое развитие транзитных, развивающихся и сырьевых государств, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Аналитики отмечают, что темпы экономического роста в большинстве развивающихся стран, а также государствах с сырьевой экономикой по-прежнему остаются ниже докризисного периода. По их оценкам, устойчивость экономики таких стран, главным образом, должна опираться на внутренние институциональные преобразования.
Однако, по мнению доктора экономических наук, профессора экономики университета Sciences Po Сергея Гуриева, в постсоциалистических странах до сих пор не удалось создать инклюзивные институты, по этой причине проводимые в них реформы нельзя назвать легитимными.
«Если вам нужно делать реформы, то, во-первых, вы должны задуматься над тем каким образом они движутся в сторону борьбы с неравенством возможностей, а не наоборот, - говорит экономист, - Второе, это справедливость реформ, то есть их нужно построить так, чтобы люди считали, что они проводятся в интересах всего общества. Но и (в третьих - Ред.) должна быть прозрачность и подотчетность этих реформ».
Вместе с тем он подмечает, что в странах, где построены демократические институты, зафиксирована наименьшая степень коррупции, чем в странах, в которых такие институты не совершены или отсутствуют вообще.
Также во время обсуждений Сергей Гуриев озвучил, почему с точки зрения экономического роста, лучше платить налоги, чем давать взятки.
По утверждению эксперта существует две проблемы недемократичных режимов, которые препятствуют созданию процветающего общества. «Первая - это нехватка информации и обратной связи (в демократическом обществе есть - гражданское общество, конкурирующие СМИ, соответственно информация о потребностях населения должна идти снизу вверх, а не сверху вниз). Вторая проблема, когда у власти нет достаточных сдерживающих противовесов и ограничителей против экспроприации», - поясняет он.
В демократической стране, по словам экономиста, если инвестору даже и придется оплачивать налоги, то их сумма для него очевидна, но, если он зайдет в страну, где не существует сдержек и противовесов, тогда риск, что у него могут все отобрать, резко увеличивается.
«Что обеспечивает экономический рост? Это институты, которые развивают подотчетность политической власти, соответственно, создают устойчивые экономические правила игры. Если мы посмотрим корреляцию между ВВП на душу населения и демократией, мы почти не увидим бедных демократических стран», – комментирует Сергей Гуриев.
Наряду с этим страны, которые уничтожают демократические институты, приводят к краху, в конце концов, и экономические институты, считает он.
В то же время экономист уверен, что взяточничество подрывает стимул в эффективное производство.
«Закономерность, как в нашем регионе, так и во всем мире заключается в том, что демократическим странам, которые вступили в Евросоюз, удалось победить коррупцию», - говорит Сергей Гуриев. Так, по его определению Польша сегодня в три раза богаче, чем 30 лет назад, а в Чехии, Европейский банк реконструкции и развития даже официально прекратил работу, в связи с тем, что страна перешла к рынку.
При этом, если обратиться к республикам постсоциалистического пространства, то среди них экономист выделяет Украину, которая, на его взгляд, является более демократичной, чем многие из близлежащих стран. «Однако это государство, где помимо демократии, есть еще и олигархия, опасность которой мы видели также в России и Молдове, а сейчас наблюдаем и в Грузии. Возникает ситуация, когда, несмотря на наличие той или иной демократии, не удается победить коррупцию», - отмечает он. И добавляет, что данное обстоятельство напоминает ему происходящие события в Южной Корее в 1990-е годы. «Это страна, где несмотря на независимые суды, борьбу со взяточничеством, коррупция продолжает существовать на высоком уровне. Ведь нельзя сказать, что власти Южной Кореи полностью освободились от влияния самых больших бизнесов», - поясняет эксперт.
Между тем недемократическая модель Беларуси заходит в тупик. По словам Сергея Гуриева, это государство, хотя со стороны и не выглядит нефтяным, тем не менее, таковым является, в связи с тем, что импортирует нефть из России (по заниженным ценам), перерабатывает ее в нефтепродукты и экспортирует далее.
«В этом смысле Беларусь существовала за счет значительных субсидий со стороны России. Но сейчас эти субсидии заканчиваются, так как Россия делает нефтяной маневр и Беларусь потеряет эти 3% ВВП, которые каждый год получала. Таким образом, по истечении следующих 5 лет эти 3% превратятся в ноль», - утверждает экономист.
Одновременно он обращает внимание, что эта страна объявляла о приватизации и реформах. Но за последние 5 лет ни одной приватизационной сделки в Беларуси не было зафиксировано, так же как и не произошло «взрыва» иностранных инвестиций. Такой казус, по его мнению, обусловлен тем, что руководство страны боится потерять контроль.
Что касается Российской Федерации, то по представлению экономиста, это еще один пример того, как отсутствие демократической власти может привести к стагнации. Об этом свидетельствует тот факт, что за последние 10 лет российская экономика перестала расти. «Если 20 лет назад Казахстан отставал от России по ВВП на душу населения приблизительно на 40%, то сегодня он уже опережает Россию», - констатировал Сергей Гуриев.
По его словам более высокие темпы роста экономики Казахстана в сравнении с Россией связаны с развитием человеческого капитала в стране и рядом достижений в сфере образования. «В Казахстане был создан «Назарбаев Университет», и это такая история, которая в России не получилась. Также очень важная программа - «Болашак», она тоже была сделана у вас правильно»,- привел пример эксперт.
В свою очередь он убежден, что постсоветским странам необходимы, сколько не инвестиции, а инновации, не доминирование государства и холдингов, а конкуренция и вложения в человеческий капитал.
Организаторами форума выступили Фонд Сорос-Казахстан и проект Ekonomist.kz.