Пять лет исторических рекордов KMGI
Группа несколько лет подряд стабильно регистрирует показатель по операционной EBITDA – 240-250 млн долларов
В 2019-м мы
наблюдаем впечатляющую эффективность европейской дочки НК «КазМунайГаз». KMGI удалось стать глобальным энергетическим хабом, соединяющим Центральную
Азию с Европой, - компания производит и поставляет энергетические продукты на
11 международных рынков. Кроме того, занимается трейдингом, переработкой и
нефтехимией, ритейлом и маркетингом и другими видами услуг, связанных с нефтяной
промышленностью.
По результатам 2018 года основной (но не единственный) производственный актив KMGI - НПЗ «Petromidia», расположенный в Румынии на берегу Черного моря, зарегистрировал 11 операционных рекордов при этом общий объем переработки составил 5,92 млн тонн, что выше проектной мощности завода на 1 млн тонн. Еще 14 рекордов - в трейдинге и ритейле, а чистая прибыль по управленческой отчетности Группы составила рекордные 84 млн долларов.
Но это еще не все. В 2019 году KMGI впервые в истории выплатила дивиденды материнской структуре. Это судя по всему связано с тем, что Группа уже несколько лет подряд стабильно регистрирует показатель по операционной EBITDA – 240-250 млн долларов.
Давайте взглянем на несколько впечатляющих результатов за последние пять лет в разных направлениях бизнеса:
Вкратце операционные изменения:
- стоимость переработки снизилась до 17,6 долларов на тонну;
- среднегодовой объем переработки достиг 17,3 тыс. тонн в день
- выход светлых продуктов достиг - 86%
- энергоэффективность производства повышена до 98%.
Как они это делают? Через «Изменения к лучшему»
Дело в том, что новое руководство, преимущественно казахстанское, глобально изменило подход к работе в KMGI. Все подразделения и сотрудники Группы прошли через уникальную для казахстанского бизнеса трансформационную программу «Изменения к лучшему», которая стартовала в 2013 году. Это масштабная многоуровневая инициатива, которая включает стандартизацию и оптимизацию всех бизнес-процессов, повышение эффективности управления, внедрение культуры постоянного совершенствования и внедрение современных систем управления информацией.
По словам Фредерика Фровейна, независимого неисполнительного управляющего директора «KMGI»: «Программа трансформации и инновационный подход к управлению позволили Группе не только выйти на международный рынок нефтепродуктов в условиях замедления роста мирового энергетического рынка, но и выйти на прибыль, диверсифицировать бизнес и наладить поставки в широкой географии. Сегодня «KMGI» действительно служит «воротами» для поставок казахстанской нефти и нефтепродуктов на европейские рынки, и это большое стратегическое преимущество для нефтяной промышленности Казахстана».
«Rompetrol» - розничная сеть с международным охватом
Увеличение производственных мощностей напрямую повлияло на каналы продаж и розничной торговли компании, что позволило укрепить позиции на рынке и быстро увеличить объемы продаж.
На сегодняшний день KMG International управляет более чем 1 100 пунктами продаж топлива в странах (Румыния, Молдова, Болгария и Грузия), под брендом «Rompetrol». Розница стала одним самых прибыльных и маржинальных секторов структуры KMGI. В среднем она растет на 10-15% в год. В 2018 году, по словам Владислава Руснака, Главного директора по ритейлу, розничной сети удается заработать не менее 140-150 долларов за тонну реализованной продукции, что намного прибыльнее, чем продажи по оптовым каналам с завода (3.5 доллара за тонну).
Что изменилось в розничном направлении за последние пять лет?
В 2014 году, по сравнению с предыдущим годом, продажи выросли на 15%, и всего было реализовано 2.23 миллиона тонн. В 2015 году рост составил 4,9% и реализовано 2.55 млн тонн. В 2017 году розничная сеть «Rompetrol» реализовала 2.6 млн тонн дизтоплива, бензина и сжиженного нефтяного газа. А в 2018 году эта цифра достигла 3 млн тонн.
Как Rompetrol к этому пришел? Через внедрение нескольких эффективных инициатив:
- Ребрендинга всей розничной сети;
- Внедрения новых премиальных нефтепродуктов «Efix» и «Efix S»;
- Внедрения новых бизнес-моделей - CODO, DODO и DOEX;
- Внедрения финтех системы «Fill & Go»;
- Внедрения концепции магазина и гастро-зоны «Hei» при АЗС помогло увеличить не топливные (сухие) продажи.
Маржинальность не топливных продаж в среднем составляет 26%, что выше, чем маржинальность от продажи топлива. Общая прибыль от не топливных розничных продаж выросла до 21 млн долларов - это на 23% (4 млн долларов) выше, чем в 2017 году. С 2015 года прибыль, получаемая розничным подразделением, ежегодно увеличивается на треть.
Пункты распределения топлива Rompetrol повышают ценность казахстанских углеводородов, перерабатывая и сбывая их по наиболее маржинальным каналам продаж в странах Черноморского региона. Компания планирует продолжить развитие сети и увеличить долю на всех рынках присутствия:
- с 16% до 24% в Румынии;
- с 3% до 12% в Болгарии;
- с 19% до 25% в Грузии;
- и, с 24% до 30% в Молдове.
Очередной показатель успешности новой стратегии это то, что в 2019 году международная консалтинговая компания «Brand Finance» признала бренд «Rompetrol» одним из 10 самых ценных брендов Румынии. Рейтинг измеряет ценность бренда, в зависимости от его доходности, маркетинговых инвестиций, корпоративной репутации, прогнозов аналитиков, темпов экономического роста и многих других факторов.
А что в будущем? 100 IT-проектов и Smart Refinery (Умный НПЗ)
KMGI планирует развиваться дальше и продолжать бить свои же рекорды. В следующие пять лет, Группа планирует запустить 100 IT-проектов по всей производственной цепочке – от переработки сырой нефти, до сбыта нефтепродуктов.
В первую очередь руководство Petromidia планирует завершить внедрение APC - систему усовершенствованного управления технологическими процессами - это как завод на автопилоте, целевые показатели задаются человеком, а система поддерживает оптимальные условия для их достижения. Проект окупится за два года. Но, помимо финансовых выгод, APC значительно повысит стабильность НПЗ и, как следствие, увеличит прибыльность.
Международное признание KMGI
Культура инноваций позволила НПЗ «Petromidia» стать самым прогрессивным заводом в регионе. Это отметили и международные агентства, проводящие профильные исследования.
Согласно отчёту Wood Mackenzie по нефтеперерабатывающим заводам, Petromidia вошла в рейтинг заводов с самым высоким уровнем сложности среди европейских НПЗ (первый квартиль).
А согласно результатам исследования Solomon Associates, которая проводит бенчмаркинг самых известных мировых НПЗ, в 2018 году композитный уровень сложности Petromidia был на 25% выше, чем у аналогичных предприятий в других Европейских странах.
Также, уровень использования производственных мощностей завода достиг 90%, что намного выше среднего регионального показателя. Более того, НПЗ «Petromidia» стал одним из наиболее дружественных к окружающей среде заводов в регионе, с уровнем выбросов на 10% меньше, чем средний региональный показатель, в то время как энергоэффективность завода на 10% выше, чем у остальных региональных предприятий.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.