USD 435.54₸ ↓ -1.660
EUR 473.08₸ ↓ -2.240
RUB 5.76₸ ↓ -0.030
BRENT 34.06$ ↑ +0.010
BTC 7344.47$ ↑ +0.007
ETH 172.77$ ↑ +0.022
LTC 46.46$ ↑ +0.007
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяЭкономикаКазахстан и Беларусь: научились создавать, надо укреплять

Казахстан и Беларусь: научились создавать, надо укреплять

Как в дальнейшем будут развиваться экономические отношения двух стран

Результаты официального визита Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в Казахстан дали четко понять, что подошел следующий этап нарастания уровня стратегического партнерства.

С самого начала независимости стран оба государства прошли немало периодов развития экономических связей. В результате к 2019 году получилось не только сохранить совместно нажитое, но и приумножить.

Тем не менее между двумя странами достаточно открытых вопросов в контексте внешнеэкономической деятельности. Нельзя обойти стороной то, что оба президента сделали особый акцент именно на проблемах двусторонней торговли. К примеру, на расширенном заседании стран-членов ЕАЭС Касым-Жомарт Токаев призвал преодолеть торговые барьеры. В свою очередь президент Беларуси отметил, что в любых других сферах кроме экономики проблемных вопросов у двух стран практически нет.

В ходе встречи глав государств президент Казахстана подогрел интерес к одной из сфер экономики – транспортной логистике. Изречение Токаева о том, что «если Казахстан – это ворота в Азию, то Беларусь – это мост в Европу», в некотором смысле определило перспективность двусторонних отношений. Так как страны являются частью проекта «Один пояс, один путь», то и их лидеры выразили заинтересованностьв общей ее реализации. Казалось, что здесь им было крайне важно донести, чтобы проект смог придать нужный импульс торгово-экономическим связям Казахстана и Беларуси.

Было бы интересно разобраться в том, что эта инициатива даст двум странам и как в дальнейшем они будут развивать экономические отношения?

Совместные предприятия совместными усилиями

Данные Евразийской экономической комиссии показывают, что уровень товарооборота между Казахстаном и Беларусью за последние пять лет увеличился. В 2018 году он составил чуть более $896 млн и и вырос по сравнению с 2017 годом на 30%. До этого, согласно анализу на основе статданных, он неуклонно снижался. Увеличение количества торговых сделок следует связать с оживлением экономик, их адаптацией к посткризисному давлению извне.

В качестве отличительных особенностей делового сотрудничества между государствами можно выделить сразу несколько пунктов. Так, например, основой белорусского экспорта всегда были потребительские товары, в то время как РК - нефтепродукты и другие минеральные ресурсы. В основном сырье уходило на переработку и последующий реэкспорт европейским потребителям.

Главный вывод двусторонних встреч двух лидеров – приоритет отдается работе по усилению взаимодействия в сфере экономики. Оно и понятно, красноречивее об этом может рассказать лишь официальная статистика. Так, согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК, за 9 месяцев 2019 года товарооборот между Казахстаном и Беларусью увеличился лишь на 1,4% (рост на $476 млн). Данная динамика сформировалась из-за того, что экспорт из Казахстана в Беларусь снизился на 14%, а импорт увеличился только на 4,5%.Тем не менее, судя по общей динамике торгово-экономического взаимодействия, равноправное сотрудничество на евразийском пространстве поступательно расширяется. И, видимо, для поддержания данного тренда в связи с последними заявлениями глав государств правительства двух стран продолжат создавать для этого все необходимые условия.

Сегодня в Казахстане активно работают как совместные сборочные производства (ССП), так и компании с белорусским капиталом. В ходе бизнес-форума в Нур-Султане первым заместителем премьер-министра Беларуси Турчиным было отмечено, что «в настоящее время в стране функционируют семь совместных сборочных производств белорусской техники и оборудования». Это предприятия по сборке комбайнов, тракторов, сельскохозяйственной техники, грузовых автомобилей. Белорусская сторона заинтересована также в реализации инфраструктурных проектов. В свою очередь вице-премьером Казахстана Скляром был отмечен особый интерес со стороны Казахстана в применении опыта развития обрабатывающей промышленности.

Среди ключевых областей РК, с которыми сотрудничает Беларусь, аграрные регионы, где расположено большинство совместных предприятий. Конечно же, обе стороны прекрасно понимают, насколько развитие ССП вносит реальный вклад в обеспечение технологической и финансовой устойчивости экономик северных и западных регионов страны.

Тем не менее, очевидно, что из-за различных административных и правовых барьеров на пути развития совместных предприятий бизнес испытывал некоторый дискомфорт. Как следствие, создание новых рабочих мест, а также поступление налогов в местные бюджеты в больших объемах пока не стало постоянной практикой. По-видимому, именно с целью разрешения и укрепления делового сотрудничества между странами была проведена недавняя встреча глав государств.

Причины торможения

Вместе с тем остаются проблемы, ожидающие своего решения. Многие из них сегодня решаются в «ручном режиме». Но как представляется, на региональном уровне можно устранить далеко не все барьеры.

Понятно, что правительствами стран проводится работа по уменьшению количества препятствий для равноправной конкуренции. Тем не менее нередко предприниматели просят усилить господдержку малого и среднего бизнеса на рынке ЕАЭС. В частности, речь идет о возможности обеспечения субсидирования определенных направлений, которые реализуются одной из стран на территории другой страны, или деятельность совместных предприятий. Конечно, проблемы создает и различный международный потенциал наших государств. Иными словами, отсутствие единого подхода в разрешении определенного рода вопросов порождает трудноразрешимые проблемы.Так как ЕАЭС только начал набирать обороты, на данный момент по ним не может быть однозначных решений.

В то же время нельзя не отметить, что за последние годы наши страны немало сделали для сближения своих законодательств. Сегодня права трудящихся в двух государствах уравнены, а правила работы единые. Об этом не раз отмечали министры, курирующие сферы труда и соцзащиты, на заседаниях коллегий министерств Казахстана и Беларуси. Это по существу является значительным достижением и серьезной основой ЕАЭС. Но при этом рано расслабляться. Как показывает тенденция, процесс всесторонней модернизации неминуемо ведет к сокращениям на производстве.В большинстве предприятий там, где вчера работали, к примеру, 120 человек, сегодня трудятся 20 человек. Нужно уделять больше внимания созданию условий для развития малого и среднего бизнеса.

В качестве примера, который смог бы стать основой для многих казахстанско-белорусских проектов малого бизнеса, можно назвать диалог местных администраций и предпринимателей. Если такой подход будет применяться повсеместно, то это должно привести к созданию большего числа рабочих мест. Кроме того, станет возможным оживить торговлю, возобновить нереализованные контракты и, как следствие, повысить благосостояние стран-членов ЕАЭС.

Технологии: наша слабость и наша возможность 

Согласно стратегическим союзным документам, одним из важнейших проектов, который должен быть реализован на всей территории ЕАЭС, является создание цифровых механизмов. Примечательно, что с инициативой разработки таких транспортных шлюзов впервые выступила Беларусь.

Как все помнят, механизм цифровизации призван отслеживать грузы на всей территории евразийского пространства. Иными словами, за счет цифровых механизмов становится возможным отследить груз на всем пути его следования. К примеру, продукция при доставке на территорию Казахстана транзитом через Россию или наоборот не сможет просто раствориться на ее территории. Расчет сегодня идет на то, чтобы создание таких цифровых транспортных коридоров способствовало формированию общего рынка транспортных услуг и единого транспортного пространства ЕАЭС. Это в свою очередь снижает административные барьеры и повышает эффективность, доступность и безопасность транспортных услуг.

Опять же разрешительные бумаги на проезд для перевозчиков не только серьезно тормозят деловое сотрудничество, но и препятствуют доставке товаров и услуг в срок. Как показывает опыт, решать такие вопросы помогают цифровые транспортные коридоры. Но даже с решением вышеотмеченных вопросов скорее всего останется задача, которую необходимо будет решить в кратчайшие сроки – это разработка совместных стандартов и технических нормативных актов для цифровой трансформации малого и среднего бизнеса.

Так уже сложилось, что сегодня предприниматели неохотно идут по цифровой трансформации бизнеса. Между тем, как показывает ныне существующая ситуация, без цифровизации евразийского пространства невозможен экономический рост. А являясь неотъемлемой частью проекта «Один пояс, один путь», Казахстан и Беларусь должны будут выражать заинтересованность в общей реализации цифровизации евразийского пространства. Как подсчитали эксперты ЕЭК, к 2025 году экономический эффект от реализации цифровой повестки сможет увеличить ВВП стран-членов примерно на 11%.

Арсен Малтабаров, магистр социальных знаний (мировая экономика)

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: