USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.19$
BTC
70225.20$
-621.400

Экономика замкнутого цикла

Как горнодобывающим компаниям заработать на новом подходе к бизнесу

Share
Share
Share
Tweet
Share
Экономика замкнутого цикла- Kapital.kz

Компании горнодобывающего сектора стоят на пороге небывалого в последнее десятилетие подъема: по данным российских «Ведомостей», в прошлом году выручка 40 крупнейших отраслевых предприятий выросла на 8%, а их дивидендные выплаты акционерам стали самыми высокими с 2007 года. Но даже сильные финансовые позиции пока не способствуют увеличению рыночной стоимости горнодобывающих компаний. Инвесторы ждут, когда инертная (с точки зрения инновационности) отрасль озаботится вопросами сохранения окружающей среды и минимизации парникового эффекта. От социальной и экологической ответственности горнодобывающего бизнеса в ближайшие годы будет зависеть слишком многое. Как в таких условиях стоит управлять горнодобывающим производством?

e98a7e72bedb9335a76eda3be89.JPG
Замкнутая экономика: новые возможности или новые препятствия?

Для большинства мировых отраслевых рынков circular economy («круговая» экономика, экономика замкнутого цикла) – явление новое. Идея «замкнутой» экономики родилась в ответ на ухудшение экологической ситуации, а также на стремительное сокращение невозобновляемых природных ресурсов. По оценкам аналитиков, если мы будем продолжать потреблять с той же скоростью, что и сейчас, уже к 2050 году для нашего существования потребуются ресурсы почти трех планет Земля. Идеологи circular economy считают, что виной – линейная бизнес-модель, которая опирается на предположение, что всегда найдутся ресурсы для превращения в продукты, и подразумевает одноразовое использование сырья. По их мнению, «линейная» экономика создает нагрузку на ограниченные ресурсы и приводит к росту отходов, загрязнений и выбросов парниковых газов.

В отличие от нее, circular economy подразумевает безотходное производство и максимально эффективное использование ресурсов. В конце жизненного цикла каждого продукта сырье, используемое для его создания, перерабатывается или перераспределяется – вторичная переработка продукции должна существенно снизить потребность в ресурсах и свести к минимуму загрязнение окружающей среды. В итоге мировая экономика сможет не только улучшить климатические условия, но и сэкономить $4,5 трлн за счет устранения отходов, по данным Accenture.Что это значит для горнодобывающей промышленности?

Добыча без границ

Многие считают, что экономика замкнутого цикла – это история про переработку бытового мусора. Европейская комиссия подсчитала, что в 2017 году на свалку в Европейском союзе отправлено 58 млн тонн бытовых отходов, и это огромный удар по экологии. Но далеко не самый значительный. Для сравнения: годовой объем производства золота достиг 3000 тонн в 2017 году. Чтобы получить эквивалентный объем отходов от городской добычи, потребуется порядка 95 млрд выброшенных мобильных телефонов, в то время как в обращении – всего пять млрд устройств по всему миру. Именно поэтому от горнодобывающей промышленности требуют перехода из категории «обогатителей руды» в категорию экологически ответственного бизнеса.

Тем более процесс добычи полезных ископаемых хорошо поддается «круговому» подходу к организации бизнес-процессов – горнодобывающая промышленность создает много отходов, пригодных к вторичной переработке: остатки горных пород, выбросы, шахтерские воды. Их можно использовать, например, для засыпки дорог или производства строительных материалов, ландшафтного дизайна или даже получения пигментов (в частности, из остатков железосодержащих пород). Для иллюстрации, JX Nippon Mining & Metals перерабатывает через собственные экологические компании множество материалов, включая промышленные отходы: из общего объема отходов, произведенных группой в 2015 году, 83% было повторно использовано внутри компании.

260a564c5676e4449f6df7425a0.JPG
Как горнодобывающим компаниям безболезненно перейти к circular economy

Остается главный вопрос: как наладить безотходное производство? Руководству горнодобывающих компаний придется осознать – чтобы достигнуть нулевого уровня отходов, нужно переосмыслить не только текущие процессы, затраты или инвестиции – речь идет об изменениях в подходах, мышлении и философии управления. Для начала важно понять, какие материалы могут быть переработаны наиболее эффективно, где замкнутые бизнес-модели могут представлять угрозы, а где – возможности. И только затем приступать к трансформации бизнеса – оптимальный план действий подготовили аналитики Accenture.

Шаг 1. Улучшение бизнес-процессов

• Партнерство с поставщиками ИТ и внедрение в работу инструментов для мониторинга, анализа данных и прогнозирования, например, технического обслуживания оборудования позволит увеличить сроки эксплуатации и качество функционирования парка техники.

• Продажа производственных отходов другим отраслям, например, строительной, поможет полностью избавиться от перерабатываемых отходов.

• Добавление дополнительных переделов в существующие ключевые бизнес-процессы: например, обогащения руды или переработки существующего отвала.

Шаг 2. Создание инновационных продуктов и решений

Необходимо создавать инновационные продукты и услуги для circular economy:

• поддержку сертификации и клиентских продуктов для повторного использования.

• улучшение процессов утилизации отходов, переработки и повторного использования.

Шаг 3. Формирование партнерской и клиентской экосистемы

Чтобы создать продукт, который можно использовать повторно, компании должны начать работать вместе. Межотраслевые партнерства помогут разработать эффективный план развития горнодобывающей промышленности, создать межотраслевые стандарты в части качества продукции, в том числе вторично переработанной, и сделать шаг навстречу обновленному нормативному регулированию отрасли с учетом изменившихся экономических реалий.

ae859455bba1c19330f7b5fdcb1.JPGПусть всегда будет… вторичная переработка!

Несмотря на то, что горнодобывающая промышленность сильно отстает от автомобильной или FMCG с точки зрения процессов вторичной переработки, успешные примеры уже есть на рынке. Arcelor Mittal продлевает жизненный цикл продукции путем сдачи в аренду шпунтовых свай для краткосрочных проектов и создает партнерства для развития и масштабирования систем улавливания и хранения углерода. А Codelco оценивает медь на основании углеродного следа и социального воздействия ее производства. И это только начало – The Bureau of International Recycling прогнозирует рост рынка вторичной переработки металлов с $277 млрд в 2015 году до $406 млрд к 2020 году, со среднегодовым приростом в 8%. Похожая картина – для алюминия и меди, а для драгоценных металлов даже выше.

Но горнодобывающей промышленности еще предстоит пройти долгий путь. Правда, не без серьезной мотивации: по оценкам аналитиков, если в сталелитейной, пластмассовой, алюминиевой, цементной и пищевой промышленности будет принят подход circular economy, уже 2050 году в мире станет на 9,3 млрд метрических тонн парниковых газов меньше.

Если говорить о нашем местном рынке, то в Казахстане – огромные перспективы для вторичной переработки отвалов в цветной металлургии или добавления дополнительных переделов в существующие бизнес-процессы. Из нашего опыта можно отметить, что в разное время в разных компаниях находилось на проработке много идей по внедрению решений «замкнутого цикла», но большинство из них по разным причинам не были реализованы. Например, в одной из крупных металлургических компаний активно исследовали вопрос изменения существующего процесса обогащения руды для получения дополнительных объемов лития, чрезвычайно ценного для новой цифровой экономики ресурса, поскольку литий – основа аккумуляторных батарей гаджетов и электромобилей, и потребность в нем будет только расти в ближайшее десятилетие. То же самое и в части получения дополнительной прибыли от добычи других редкоземельных металлов – за счет замкнутых технологий можно получать больше прибыли на единицу сырья. Но проблема Казахстана в том, что металлургический сектор базируется на старых, зачастую еще советских технологиях и оборудовании, поэтому огромный потенциал роста «замкнутого производства» упирается в необходимость больших инвестиций в техническое перевооружение предприятий.

Антон Мусин, управляющий директор Accenture в России и Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.