На сегодняшний день глобальная цифровизация мировой экономики обеспечивает ежегодный рост рынка электронной торговли. По данным онлайн-портала статистики Statista, в 2018 году мировой оборот электронной коммерции составил $1,8 трлн. В мировых масштабах Китай является самым масштабным рынком электронной коммерции с оборотом в $630 млрд, крупнейшими компаниями в Китае являются Alibaba Group, JD, Tencent. США занимают второе место с оборотом в $501 млрд. Крупнейшими компаниями в США являются Amazon, Walmart, Apple. К 2023 году оборот глобальной электронной коммерции ожидается на уровне $2,7 трлн.
В электронной торговле основными категориями товаров являются одежда, медиа и электроника, игрушки, предметы для рукоделия, мебель и устройства, еда и средства личной гигиены. При этом наибольшая доля товаров приходится на категории «одежда» и «электроника», которые в общем обеспечивают 35,9% всего оборота электронной торговли ($653,6 млрд).
Во всем мире электронная коммерция растет быстрыми темпами. Среди стран с самой впечатляющей динамикой наибольший прирост наблюдается в Китае и США. По итогам 2018 года объем рынка электронной торговли Казахстана увеличился в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (174 млрд тенге за 2017 год) и составил 269 млрд тенге.
При этом доля электронной торговли в общем объеме розничного товарооборота составила 2,9%. А количество покупателей в электронной торговле выросло почти в 2 раза и составило 2,3 млн человек против 1,3 млн человек в 2017 году. Вместе с тем на рынке работает около 1700 интернет-магазинов и более 20 электронных торговых площадок.
В мире наблюдается перспектива ускоренного развития электронных услуг. Впервые сервис онлайн-доставки был осуществлен рестораном Pizza Hut в далеком 1994 году. С тех пор доставка онлайн еды стала бизнесом в миллиарды долларов США.
Оборот рынка электронных услуг достиг $168 млрд в 2018 году. Среди стран наибольший оборот рынка электронных услуг пришелся на США – $51 млрд. По прогнозам, этот рынок вырастет на 59% к 2023 году и составит $266,7 млрд.
На сегодняшний день сервис электронных услуг состоит из четырех основных сегментов: заказ доставки еды, реализация билетов на различные мероприятия, покупка абонементов на фитнес, сервис знакомств. Наибольшую долю электронных услуг составляют категории «онлайн-доставка еды» и «билеты на мероприятия», которые составляют $82,2 млрд и $65,2 млрд соответственно.
Нурсаид Бахаев, эксперт Центра развития торговой политики QazTrade