В то время как ВИЭ составляют всего один процент энергобаланса страны, Казахстан поступательно движется в сторону развития альтернативной энергетики, считает гендиректор Ассоциации возобновляемой энергетики Арман Кашкинбеков. Зеленая энергия дешевеет с каждым годом, осталось дать шанс отечественным стартапам в этой области и создать условия для их развития.
По данным Минэнерго, на сегодняшний день в Казахстане работает 74 объекта ВИЭ суммарной мощностью 679 МВт. При этом ещё 10 объектов обещают ввести в эксплуатацию до конца года. Однако, несмотря на количество растущих энергетических станций, пока доля ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии не превышает 1%.
Если точнее, доля ВИЭ пока составляет 1,4%, это очень мало. Но если брать в мегаваттах, то это порядка 800 МВт солнца и ветра. До конца года стоит задача достичь 3%, в 2025-м – 6% и в 2030-м – 10%, озвучил наш собеседник. Это станет возможно в том числе за счет объектов, о которых заявляло Минэнерго. Они сегодня реально строятся, но по ним очень мало данных, поскольку акционеры как все бизнесмены весьма суеверны и до самого запуска проектов не раскрывают информацию.
- Арман, в ходе инвестиционногофорума в Нур-Султане вы отметили, что зеленая энергетика в стране должна развиваться на уровне национальных стартапов. Есть в Казахстане свои энергетические новаторы?
- Развитие ВИЭ во всем мире зависит от науки. В стране есть много сильных ученых, о которых мало кто знает. Например, Альберт Болотов – создатель уникальной ветровой роторной турбины в Казахстане. В основе такого ветрогенератора лежит вертикально-осевая роторная турбина с двумя вращающимися в противоположных направлениях модулями. Сегодня эти ветрогенераторы установлены в районе столичного дворца школьников. Они функционируют и вырабатывают энергию. Есть микролаборатории, где увеличивают коэффициент полезного действия солнечных панелей, гидронасосов и тепловых насосов.
- Удается ли продвигать собственные чистые технологии в Казахстане?
- Конечно, мы как ассоциация пытаемся проложить мостик между учеными и бизнесом. Однако их взаимодействие до сих пор остается одной из наших главных проблем. Наука живет сама по себе, государство и бизнес тоже сами по себе. В итоге у нас продолжают строить красивые станции, которые дают чистую энергию, но ничего казахстанского там практически нет. Это печально, поскольку развитие зеленой энергии без своих стартапов не будет эффективным.
- Как представлен бизнес в рамках развития ВИЭ в стране?
- Пока задействован только крупный бизнес. Компания Shell является активным инвестором в ВИЭ в Казахстане. Многие компании стали поворачиваться к нам лицом в течение последних четырех лет. Не так давно совместно с китайцами запустили энергостанциюна 100 МВт в Капшагае. К сожалению, малый бизнес пока несильно продвинулся в возобновляемой энергетике. Для развития макрогенерации домохозяйств на уровне малого и среднего бизнеса в законе по поддержке ВИЭ есть свои ограничения. Одна установка должна быть рассчитана не более чем на 100 кВт энергии. Такие установки единично представлены на территории ЭКСПО или НИШ. Но это не тот объем, на котором можно много заработать.
- Насколько рентабельно добывать электричество из воды и солнца в сравнении с ископаемым топливом?
- Вполне рентабельно, так как зеленая энергетика дешевеет с каждым годом. Если раньше тариф был 34 тенге за киловатт, наэтот год средний тариф, утвержденный приказом Минэнерго, составил29 тенге за кВт. Кстати, на днях начался очередной раунд первого аукциона ВИЭ в этом году, и уже есть компании, которые берут по 20 тенге за кВт. Такое удешевление происходит за счет снижения стоимости панелей, оборудования, кабелей. Сегодня в чабанских поселениях солнечные панели ставят на юрты. Покупают недорогие китайские панели, подключают и в итоге электричества хватает на холодильник, телевизор и прочее. Сегодня новую станцию ВИЭ на 100 МВт можно построить в течение восьми месяцев всего за $70 млн. К примеру, одна АЭС стоит порядка $10 млрд и может строиться годами.
- Что вы думаете о нынешней газификации Казахстана, в частности проекте магистрального газопровода «Сарыарка»?
- Мир прошел путь от угольного топлива к газу, а затем к ВИЭ. Поэтому с запуском газопровода мы пойдем тем же самым путем. Это правильно, газ более чистый вид топлива. Тем более что его у нас в избытке, и мы должны прекратить пускать его лишь на один экспорт.
- На последнем совещании столичного акимата и Минэнерго стало известно о том, что власти города не успевают перевести местные ТЭЦ на газ в 2020 году. На ваш взгляд, насколько это сложный процесс?
- Сам газопровод почти подошел к столице, а вот с местными распределительными сетями чуть опоздали. Тем более перевод ТЭЦ от одного топлива на другое – это технически сложный процесс, который требует времени. Однако я слышал от руководства города, что уже в следующем году будут подключать частный сектор. Это правильное решение, поскольку дымят и загрязняют воздух в центре столицы именно жилые массивы. Если к газу успеют подключить, например Шубары, то проблема зимнего смога решится моментально.
- Тем менее даже в Европе газ уже не принято считать чистым топливом.
- Газ – более чистый источник топлива, чем уголь, но при его сжигании тоже идут выбросы в атмосферу. Не стоит бежать впереди паровоза, давайте, как весь мир, пройдем путь от газификации к ВИЭ. Тем более что для ВИЭ нам всегда нужна основная генерирующая сила, которая появится с запуском газопровода. Бывает, что солнце не светит, ветер не дует, и покрывать базовые генерации с легкостью может газ. Вкупе и то, и другое может стать основой энергетического баланса страны.