Счетный комитет предлагает оптимизировать затраты на субсидирование регулярных авиаперевозок с 19 до 11 млрд тенге в республиканском бюджете на 2020-2022 годы, пишет Интерфакс-Казахстан.
«Мы оценили субсидирование авиационных и железнодорожных перевозок. Никогда мы этого не делали. Оценили 19 млрд тенге (расходы на субсидирование авиаперевозок на 2020-2022 гг. – ИФ-К.), предлагаем 8 млрд тенге оптимизировать, в 2020 году - 2,3 млрд тенге», - сказала председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Наталья Годунова на презентации бюджета в мажилисе Парламента в четверг.
По ее словам, проблема заключается в отсутствии гибкости в субсидировании регулярных авиаперевозок. Это приводит к расходам бюджета в случае низкой и нулевой загруженности воздушного судна.
Согласно материалам Счетного комитета к презентации законопроекта, в 2018 году осуществлено 103 рейса с загруженностью менее 10 человек. К ним относятся рейсы из Алматы и Нур-Султана в Балхаш, Урджар, Ушарал. Два рейса были осуществлены без пассажиров: Алматы - Урджар и Нур-Султан - Ушарал.
Как планируют снизить стоимость авиабилетов в Казахстане
«Особенно по туристическим маршрутам, которые субсидируются. У нас есть топ-10 туристических маршрутов. Почему-то они субсидируются с мая, что логично, но по декабрь. Вы можете посмотреть загрузку воздушных судов в сентябре, ноябре, декабре. Что мы субсидируем?» - отметила Наталья Годунова.
В этом случае счетный комитет предлагает распределять субсидии в зависимости от спроса с возможностью пересматривать количество рейсов в течение года.
Также предлагается оптимизировать субсидии на ж/д перевозки. «По субсидированию ж/д перевозок не буду останавливаться, проблема та же. Оценили мы в 100 млрд тенге (расходы в бюджете на субсидии в 2020-2022 гг. – ИФ-К.), 12 млрд тенге предлагаем к оптимизации по направлениям, имеющим низкую востребованность», - заключила глава Счетного комитета.
Согласно материалам Счетного комитета, в Казахстане субсидируются 80% от объема перевозок ж/д транспортом. К неэффективным субсидиям относятся маршруты с низкой населенностью вагона – менее 20 человек в вагоне - по сравнению со средним показателем по стране 32 человека. К таким маршрутам относятся: Алматы-2 – Алтынколь и Астана – Риддер.