Успех практически любого бизнеса так или иначе завязан на конечном потребителе, будь то покупатель товаров и услуг, арендатор, постоялец, клиент заведения общепита или новый собственник квадратных метров. Сегодня важно понимать не только то, где живет и работает потребитель, но и то, что он предпочитает и как его привычки и образ жизни меняются во времени. Консультанты Colliers International проанализировали портрет современного потребителя в разрезе основных статей расходов за 2018 год: продовольственные и непродовольственные товары, платные услуги, кредиты.
Для модели поведения зрелого потребителя характерна внушительная доля доходов, откладываемая для накопления на фундаментальные нужды, такие как жилье, образование и саморазвитие, а также путешествия и качественный досуг. На менее развитых рынках общество проходит более активную стадию потребления, где затраты на непродовольственные товары и питание занимают большую часть доходов как семьи, так и каждого потребителя в отдельности.
Расходы среднестатистического казахстанца практически наполовину состоят из трат на продовольствие, что, безусловно, связано не только со стоимостью минимальной продовольственной корзины. Однако анализ разбивки расходов показывает, что в среднем около 20% трат потребителей по стране приходится на одежду и обувь, немного больше на платные услуги. Около 4% расходов идут на погашение кредитов и долговых обязательств.
Уровень бюджета алмаатинца на исследуемые статьи затрат отличается от среднереспубликанского: 928 053 тенге в год против 711 552 тенге. Житель Алматы расходует меньше средств на продовольствие, гораздо более рационально подходя к вопросам питания, но тратит больше на одежду и обувь, еще больше на платные услуги. Менее всего закредитованы именно алмаатинцы – около 2% их расходов приходится на погашение займов и кредитов.
Общие расходы Нур-Султана на 36 725 тенге больше среднереспубликанских и на 179 749 тенге меньше, чем у алматинцев. Жители столицы расходуют меньше денег на продовольственные и непродовольственные товары, чем алматинцы – на 4% и 3% соответственно, но на платные услуги тратят на 2% больше. Последнее объясняется во многом разницей в стоимости услуг. Меньшие затраты населения Нур-Султана на одежду и обувь говорят о несколько ином укладе жизни, а также подтверждают ограниченность выбора магазинов фэшн-ретейла в городе.
Вдвое меньше астанчан расходуют жители Атырауской области на платные услуги – всего 16%, против среднего диапазона от 24% до 30%. Однако в регионе в среднем на 6-10% больше тратится на продовольствие, нежели в Алматы и Нур-Султане – половина всех расходов приходится на продукты питания. Общая сумма годовых расходов жителя нефтяного региона составляет 631 523 тенге.
По данным статистики, Южно-Казахстанская область занимает последнее место среди анализируемых регионов по уровню ежегодных расходов – 578 523 тенге, и она отличается практически нулевым кредитным бременем. При этом статья расходов на продовольствие составляет 50% от общего бюджета, что является особенностью всех регионов, испытывающих на себе высокие цены на продукты вне зависимости от района проживания.
Каким мы видим потребителя в ближайшие годы? Общим остается тренд снижения расходов на одежду и обувь, а также платные услуги в регионах, при постоянном росте данных статей в Алматы. Высока вероятность увеличения кредитного бремени и доли расходов на питание, при этом среднестатистический казахстанец вынужден компенсировать данные расходы, ограничивая бюджет на платные услуги и непродовольственные товары.
Резкий разворот потребительских привычек в перспективе до 10 лет не прогнозируется. Общество должно пройти фазу активного потребления, пережить взлет ретейла и прийти к более рациональной культуре распределения расходов, прежде чем зайти в период зрелого развития, когда накопления денежных средств на глобальные и приоритетные нужды станут первостепенными и привычными.
Шахида Садырова, руководитель отдела оценки и консалтинга Colliers Kazakhstan