USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
97405.90$
-675.500

К чему идет среднестатистический казахстанец

Эволюция потребителя

Share
Share
Share
Tweet
Share
К чему идет среднестатистический казахстанец- Kapital.kz

Успех практически любого бизнеса так или иначе завязан на конечном потребителе, будь то покупатель товаров и услуг, арендатор, постоялец, клиент заведения общепита или новый собственник квадратных метров. Сегодня важно понимать не только то, где живет и работает потребитель, но и то, что он предпочитает и как его привычки и образ жизни меняются во времени. Консультанты Colliers International проанализировали портрет современного потребителя в разрезе основных статей расходов за 2018 год: продовольственные и непродовольственные товары, платные услуги, кредиты.

Для модели поведения зрелого потребителя характерна внушительная доля доходов, откладываемая для накопления на фундаментальные нужды, такие как жилье, образование и саморазвитие, а также путешествия и качественный досуг. На менее развитых рынках общество проходит более активную стадию потребления, где затраты на непродовольственные товары и питание занимают большую часть доходов как семьи, так и каждого потребителя в отдельности.

Расходы среднестатистического казахстанца практически наполовину состоят из трат на продовольствие, что, безусловно, связано не только со стоимостью минимальной продовольственной корзины. Однако анализ разбивки расходов показывает, что в среднем около 20% трат потребителей по стране приходится на одежду и обувь, немного больше на платные услуги. Около 4% расходов идут на погашение кредитов и долговых обязательств.

Уровень бюджета алмаатинца на исследуемые статьи затрат отличается от среднереспубликанского: 928 053 тенге в год против 711 552 тенге. Житель Алматы расходует меньше средств на продовольствие, гораздо более рационально подходя к вопросам питания, но тратит больше на одежду и обувь, еще больше на платные услуги. Менее всего закредитованы именно алмаатинцы – около 2% их расходов приходится на погашение займов и кредитов.

Общие расходы Нур-Султана на 36 725 тенге больше среднереспубликанских и на 179 749 тенге меньше, чем у алматинцев. Жители столицы расходуют меньше денег на продовольственные и непродовольственные товары, чем алматинцы – на 4% и 3% соответственно, но на платные услуги тратят на 2% больше. Последнее объясняется во многом разницей в стоимости услуг. Меньшие затраты населения Нур-Султана на одежду и обувь говорят о несколько ином укладе жизни, а также подтверждают ограниченность выбора магазинов фэшн-ретейла в городе.

Вдвое меньше астанчан расходуют жители Атырауской области на платные услуги – всего 16%, против среднего диапазона от 24% до 30%. Однако в регионе в среднем на 6-10% больше тратится на продовольствие, нежели в Алматы и Нур-Султане – половина всех расходов приходится на продукты питания. Общая сумма годовых расходов жителя нефтяного региона составляет 631 523 тенге.

По данным статистики, Южно-Казахстанская область занимает последнее место среди анализируемых регионов по уровню ежегодных расходов – 578 523 тенге, и она отличается практически нулевым кредитным бременем. При этом статья расходов на продовольствие составляет 50% от общего бюджета, что является особенностью всех регионов, испытывающих на себе высокие цены на продукты вне зависимости от района проживания.

Каким мы видим потребителя в ближайшие годы? Общим остается тренд снижения расходов на одежду и обувь, а также платные услуги в регионах, при постоянном росте данных статей в Алматы. Высока вероятность увеличения кредитного бремени и доли расходов на питание, при этом среднестатистический казахстанец вынужден компенсировать данные расходы, ограничивая бюджет на платные услуги и непродовольственные товары.

Резкий разворот потребительских привычек в перспективе до 10 лет не прогнозируется. Общество должно пройти фазу активного потребления, пережить взлет ретейла и прийти к более рациональной культуре распределения расходов, прежде чем зайти в период зрелого развития, когда накопления денежных средств на глобальные и приоритетные нужды станут первостепенными и привычными.

Шахида Садырова, руководитель отдела оценки и консалтинга Colliers Kazakhstan

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.