Строительство системы легкорельсового транспорта (ЛРТ) в Нур-Султане будет продолжено из-за взятых международных обязательств и понесенных затрат. Об этом на расширенном заседании правительства заявил глава государства Касым- Жомарт Токаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Поручаю правительству совместно с акиматом "поставить точку" в данном вопросе, внести конкретные предложения. Ответственные лица, предлагавшие проект, должны ответить на вопросы, я думаю, контролирующих органов. И по этому поводу должны высказаться депутаты парламента: как так получилось?» - спросил глава государства.
По мнению президента, вместо создания удобного, понятного, практичного для населения транспорта предложен дорогостоящий проект – ЛРТ. При этом мнения специалистов, архитектурного сообщества не были учтены.
«По данным акимата, прогнозируемый поток составит 146 тыс. человек в сутки. В настоящее время по схожему маршруту от аэропорта до нового вокзала пассажиропоток составляет всего 2 тыс. человек. И как вы собираетесь увеличить пассажиропоток в 70 раз? Мне непонятно. Есть риск, что неокупаемый проект повлечет постоянное получение субсидий и ляжет бременем на государство в целом. С учетом уже понесенных затрат и международных обязательств, кстати говоря, мы все знаем 100 млрд тенге – часть китайского кредита в "Банке Астаны", пропали?» - обратился президент к ответственным лицам.
Премьер-министр Аскар Мамин сообщил, что правительство работает над возвратом средств.
«Фонд проблемных кредитов проводит работу по изысканию возможности возврата этих средств, первые предварительные итоги есть, но основную работу - нам предстоит сделать в предстоящие два года – 2020-2021 годы вероятность возврата средств оставшегося депозита. Мы считаем на уровне не более 30-40%», - отметил председатель Национального банка Ерболат Досаев.
Напомним, в середине апреля 2019 года на заседании правительства экс-аким Нур-Султана Бахыт Султанов сообщил о временной приостановке строительства системы легкорельсового транспорта. Позже пресс-служба столичного акимата сообщила, что часть работ по строительству уже завершена и профинансирована. «Дальнейшее строительство LRT находится на этапе согласования следующих траншей финансирования между китайским консорциумом и Государственным Банком Развития Китая», - уточнили в акимате.
Министр финансов Алихан Смаилов тогда пояснил, что идут переговоры с государственным банком развития, и, возможно, будут «найдены источники финансирования этого проекта внутри страны».
Министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр на отчетной встрече с населением 13 июня рассказал, что заем на строительство LRT переформатирован постановлением правительства. «Он будет выделен не Китаем, а за счет других источников. Гарантии переподписаны», - пояснил министр, добавив, что «работа продолжается, хотя и замедлилась».
Запуск проекта легкорельсового транспорта запланирован на вторую половину 2020 года.