Программа партнерства «Зеленый мост» (ППЗМ) – это международная экологическая инициатива Казахстана для перехода стран к зеленой экономике на основе многостороннего партнерства с бизнесом, общественностью и международным сотрудничеством. Идея программы была выдвинута Первым Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым на III Астанинском экономическом форуме в мае 2010 года. Программа подразумевает интеграцию экологической и экономической политик по устойчивому и эффективному развитию, а также нахождение общих решений глобальных экологических проблем. О том, что было сделано за время существования программы и что еще предстоит сделать, в интервью журналисту делового еженедельника «Капитал.kz» рассказала председатель правления ОЮЛ «Коалиция за зеленую экономику и развитие G-Global», член Совета по переходу к зеленой экономике при Президенте Республики Казахстан, председатель Общественного совета Министерства энергетики РК Салтанат Рахимбекова.
– Салтанат Темиркуловна, какие проекты по развитию зеленой экономики уже реализованы ППЗМ на сегодняшний день?
– Начну с того, что общественная организация «Коалиция за зеленую экономику и развитие G-Global», созданная в 2013 году, взяла на себя добровольную функцию общественного провайдера ППЗМ, подписала несколько меморандумов и организовала реализацию демонстрационных зеленых проектов в стране.
Так, в октябре 2013 года в Бангкоке коалиция заключила меморандум с Департаментом охраны окружающей среды международной организации ЭСКАТО ООН, а 7 августа 2015 года подписала меморандум с Министерством энергетики РК о сотрудничестве по вопросам реализации мероприятий Программы партнерства «Зеленый мост».
За прошедший период Министерством энергетики Республики Казахстан и коалицией были организованы пять крупных международных конференций ППЗМ, которые становятся в последнее время авторитетной международной диалоговой площадкой, способствующий межрегиональному сотрудничеству между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом в глобальном переходе к зеленой экономике. Коалиция также инициировала подписание хартии ППЗМ неправительственными организациями как Казахстана, так и зарубежных стран.
Одним из крупных реализованных проектов коалиции стало открытие в 2015 году центра зеленых технологий Arnasay в селе Арнасай Акмолинской области, где внедрены 35 зеленых технологий. Этот проект стал существенным вкладом коалиции в реализацию ППЗМ.
Вторым проектом коалиции является проект разработки и утверждения стандарта НПО «Система добровольной сертификации объектов недвижимости «Зеленый стандарт Казахстана» GreenStandarts KZ», принятый в 2016 году.
Третий проект – распространение традиций и рейтингов зеленых офисов в Казахстане, Кыргызстане и в России. Общепризнанно, что ППЗМ несет в себе также функцию глобализации в решении экологических проблем, объединения инициатив различных стран, международных организаций, НПО и бизнеса. «Зеленый мост» – это глобализация экологических действий и инициатив.
– Какие страны входят в Программу партнерства?
– С 2013 года к хартии о поддержке ППЗМ присоединились Казахстан, Россия, Кыргызстан, Грузия, Германия, Монголия, Беларусь, Черногория, Латвийская Республика, Албания, Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Испания и 16 неправительственных организаций.
Коалиции в 2015 году удалось пригласить общественные неправительственные организации и зеленые компании к подписанию хартии. Их уже стало больше, чем стран-подписантов.
– Какова сейчас концепция по переходу Казахстана к зеленой экономике до 2020 года?
– В 2018 и в 2019 годах планировалось принять новую редакцию концепции, но новый проект так и не подготовили, в основном из-за задержки принятия нового Экологического кодекса. В 2017 году вышел Национальный отчет о реализации концепции, где утверждается о ее успешном выполнении. Но это спорный вопрос. Состояние окружающей среды в стране продолжает ухудшаться по всем параметрам: воздуха, воды, почвы, по накоплению промышленных и бытовых отходов, качеству продуктов питания.
Можно сказать, что стратегия зеленой экономики направлена на снижение негативной нагрузки на окружающую среду, вызванной деятельностью человека. Миссия зеленых НПО – помочь остановить деградацию природы планеты и построить будущее, в котором человек и природа будут развиваться в гармонии. Мы глубоко убеждены, что экономическое развитие и удовлетворение растущих потребностей человечества возможно без нанесения непоправимого ущерба окружающей среде. Важно наши усилия направить на работу с компаниями в целях снижения объемов выбросов, более эффективного использования ресурсов, предотвращения аварий или оказания помощи в их ликвидации, восстановления нарушенных экосистем, инвестирования в природный капитал.
Помимо компаний, огромный экологический след оставляем мы, конечные потребители. Также важно повышать осведомленность потребителей о том, как, изменив привычное поведение, можно значительно сократить свой экологический след.
– Как реализуется энергоэффективная политика в стране?
– Думаю, этот вопрос хорошо освещается в СМИ, от себя хочу добавить следующее. Энергоэффективная политика ведется в стране давно, вне рамок экологии, в частности, в рамках Закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», принятого в 2012 году. Но проведение ЕХРО-2017 и подписание страной Парижского климатического соглашения ее значительно усилили. В «Концепции о переходе к зеленой экономике» поставлена задача снизить выбросы СО2 в электроэнергетике на 15% к 2030 году и на 40% к 2050-му, а также снизить энергоемкость ВВП к 2030 году на 30%, а к 2050 году – не менее чем в 2 раза. По инициативе коалиции несколько городов Казахстана в 2013 году присоединились к «Соглашению мэров – Восток», проекту Европейского союза по снижению на 20% выбросов парниковых газов к 2020 году.
Сейчас в мире больше говорят не об энергоэффективности, а о низкоуглеродной экономике с предельно низким снижением выбросов СО2 в результате процессов горения.
В июне 2014 года было подписано соглашение о гранте между Правительством РК и Международным банком реконструкции и развития по реализации проекта «Повышение энергоэффективности в Казахстане». По итогам выставки ЕХРО-2017 областные акиматы распространяют порядка 128 отобранных на выставке передовых энергоэффективных технологий. Распространяется механизм энергосервисных контрактов ГЧП, когда инновационные компании предлагают услуги по менее затратному и более экологичному теплоснабжению социальных объектов, госучреждений и предприятий.
В Казахстане в рамках программы «Цифровой Казахстан» запланировано внедрение принципов умных городов – smart сity – в пяти крупнейших городах. За последние несколько лет энергоэффективность экономики страны в целом увеличилась на треть. Это серьезное достижение.
Но энергоемкость национальной экономики все еще высока. Показатель ОППЭ/ВВП, используемый Международным энергетическим агентством и означающий общее предложение первичной энергии Казахстана, деленное на валовой внутренний продукт, равен 1,84, примерно как у России (1,65), но во много раз выше, чем в Западной Европе (0,17). В настоящее время большинство промышленных компаний Казахстана приватизировано и принадлежит местным и иностранным владельцам. Энергоемкость может быть снижена за счет введения новых технологий и поддержки энергосбытовых компаний.
– Какие планы стоят перед ППЗМ?
– ППЗМ является самой яркой международной экологической программой, и для ее полноценной реализации необходима хорошая информационная и пропагандистская, просветительская основа. Необходимо в ногу со временем осваивать новые коммуникационные технологии.
Теоретически рассчитано, что вложение очень крупных инвестиций, порядка $20 трлн, в восстановление глобальных экосистем в течение 20-30 лет даст десятикратный экономический выигрыш, но его можно зафиксировать только на основе соглашения со всеми странами по росту бюджетных поступлений от зеленых отраслей, по снижению расходов на климатические бедствия. Ежегодно люди тратят на экологические товары и услуги уже более триллиона долларов, и спрос на них растет на 15-20% в год. Однако в идеале оздоровление планеты требует, чтобы не менее 50% мирового ВВП были зелеными, ресурсосберегающими и безотходными продукцией и услугами.
В перспективе – переход на новые виды энергоэффективного и низкоуглеродного транспорта, электротранспорта с единой системой подзарядки на трассах, создание транспортных коридоров экранопланов – нового транспортного средства с очень малым расходом топлива. Из-за большого объема грузоперевозок странам Шелкового пути нужно ускорить переход на самые передовые экологичные технологии дорожного строительства и ремонта. Реализация этих подходов и проектов, несомненно, станет существенным вкладом в реализацию ППЗМ.