Точного определения словосочетания «экспортная дисциплина» пока нет. Но, обобщая экономическую политику разных стран, можно выделить основные элементы данной конструкции. Термин сравнительно новый, но процессы, которые он под собой подразумевает, действуют уже на протяжении многих столетий. Можно утверждать, что экспортная дисциплина является дополнением классического государственного протекционизма, адаптируя его к современным вызовам. Экспортная дисциплина представляет собой некий «костыль», подпирающий протекционизм в отношении развития экспортно ориентированного производства товаров высокой технологической сложности.
Так, понятие «экспортная дисциплина» можно охарактеризовать как совокупности мер, направленных на принуждение государственных и частных компаний развивать выпуск высокотехнологичной продукции, с последующим экспортом. Данный термин применителен именно к крупным корпорациям, способным генерировать «излишки» капитала, достаточного для создания научно-технологической базы и последующего выпуска товаров высокой технологической сложности: самолеты, вертолеты, автомобили, сельхозтехника, гражданские суда, оборудование навигации и связи, системные блоки, многофункциональные устройства, телевизоры, игровые приставки, фото- и видеокамеры, бытовая техника и прочее.
Не секрет, что крупные добывающие корпорации, которые на первом этапе индустриализации являются почти единственными держателями капиталов, редко идут на серьезную диверсификацию без государственного давления. В основном сырьевые гиганты, а вместе с ними монополии и производственные объединения ввиду большого количества рисков не заходят дальше выпуска продукции первичной переработки, либо «отверточной» сборки зарубежной техники. К этому можно отнести выпуск такой продукции, как трубы, полимерные изделия, ферросплавы, кабели, архитектурные фасады, скотч, бумажные пакеты, технические масла, газобетон, стеклотара, монтажная пена, крахмал, дорожные ограждения, цемент, битум, арматура, гигиенические средства, сюда же и сборка автомобилей, локомотивов, спецтехники, компьютеров, смартфонов и т. д.
Автомобилестроение - базовая отрасль, которую должны освоить развивающиеся индустриальные государства на пути к технологическому успеху. С него чаще всего и начиналась экономическая диверсификация развитых стран. Именно промышленное освоение выпуска гражданских автомобилей существенно оживляет технологическую инфраструктуру страны, приводя в движение национальную науку.
Когда же мы говорим об «отверточной» сборке, то тут мы получаем «катамаран» вместо «яхты». Отверточная сборка любой продукции в редких случаях доходит до полноценного промышленного выпуска, так как делиться чертежами и технологиями мировые концерны никогда не спешат. Иностранные заводы под видом «технологического донора» беспошлинно завозят в разобранном виде продукцию, находящуюся в высокой степени заводской готовности. Лучшее, что страны-реципиенты получают от подобного сотрудничества, - это «бонус» в виде корпусной сварки, покраски и сборки готовых модулей. В то время как полноценное промышленное производство предполагает локализацию основной технологической элементной базы - двигателя, трансмиссии и электроники. То есть «сердца» продукта и его «мозгов», при освоении которых вовлекается не только промышленный потенциал, но и национальный интеллект - научная база.
Так и происходит подмена понятий, когда предприятия, выпускающие продукцию первичной обработки или занимающиеся «отверточной» сборкой, выдаются за операторов прорывных инновационных проектов, незаслуженно получая солидный «пакет» государственной поддержки. На самом деле подобные инициативы зачастую не требуют большого объема инвестиций, расходов на НИОКР, существенную модернизацию промышленной базы, вовлечение в производственную цепочку смежных технологических отраслей. Данные структуры зачастую спокойно обходятся государственными заказами и обеспечивают себе быструю окупаемость за счет невысоких капитальных вложений. На Западе схожие проекты также называют «побочным бизнесом» сырьевых предприятий. По сути, подобные производства не ведут за собой технологическую модернизацию и не создают тот мультипликативный экономический эффект для страны, который обеспечивается лишь полноценным, не «отверточным», производством товаров высокой технологической сложности.
В этой связи развитые страны отводили особую роль именно экспортной дисциплине, инсталлированной созданием эффективного механизма государственного давления на богатые сырьевые, производственные компании и монополии, с целью подстегнуть развитие высокотехнологичного производства и экспорта. Большинство из популярных сегодня товаров - будь то смартфоны, компьютеры, часы, автомобили, оборудование, самолеты и вертолеты - вышли на рынок благодаря строжайшей экспортной дисциплине. На этом сегодня зарабатывают успешные экономики. Так было в Южной Корее - когда владельца автосервисов Hyundai заставили вкладывать деньги в развитие гражданского автомобилестроения, в Японии – Mitsubishi сперва были монополистами в морской торговле, пока им не «посоветовали» направить свои ресурсы на производство спецтехники, а в США - Уильям Боинг хорошо зарабатывал на деревообрабатывающем бизнесе, пока его не «попросили» создать лучший в мире самолет. Да, правительство принуждало крупные компании к работе в интересах нации, но при этом активно поддерживало и стимулировало.
Сегодня подобные корпорации не только хорошо «кормят» свои страны, но и аккумулируют передовые таланты и технологии.
Но важно не забывать, что экспортная дисциплина - это не только давление на бизнес, но и дисциплина профильных чиновников, ответственных за поддержку экспортеров на мировых рынках. На какие только уловки не шли правительства США, Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, чтобы технологичные бренды (Apple, Samsung, Huawei, BOSCH, BMW, Hyundai, Airbus и т. д.) оказались на рынке других государств. И тут наши чиновники доказывают свою эффективность не тем, что по привычке декларируют объемы привлеченных инвестиций, число «запущенных» предприятий или баррелей добытой нефти, а количеством отечественных автомобилей, планшетов, смартфонов, телевизоров и другой произведенной продукции, отгруженной как на внутреннем, так и на зарубежном рынках.
Автор: Рахимбек Абдрахманов, экономист.