В России уже несколько лет наблюдается отток капитала, это не новость, и наш северный сосед научился с этим жить. В Казахстане дела обстоят лучше, и динамика инвестиций опережает темпы роста ВВП.
Чистый приток капитала за первый квартал 2019 года по прямым инвестициям составил $2,4 млрд. По портфельным инвестициям чистый отток капитала находился на уровне$4,8 млрд.
С конца прошлого года инвесторы ожидают серьезного расширения санкций в отношении России, в частности, в отношении крупных банков и нефтедобывающих компаний. Этот фактор серьезно подавлял интерес инвесторов к РФ, так как заставил переоценить перспективы крупнейших компаний. В течение года риски постепенно снижались. Одновременно с этим Министерство финансов РФ серьезно нарастило предложение по облигациям федерального займа, что также оттянуло на себя интерес покупателей: они выбирали надежные и сравнительно высокодоходные бумаги в расчете на то, что даже при самом жестком сценарии санкции не затронут вторичный денежный рынок.
Локальный всплеск оттока остаточного капитала очевидно был связан с арестом топ-менеджеров Baring Vostok. Если инвесторы опасались вкладываться в Россию из-за санкций и ареста Майкла Калви, то в последующих отчетах мы можем увидеть некоторое улучшение, так как оба этих опасения несколько ослабели за последний месяц. Все это уже несильно влияет на экономику, поскольку она привыкла жить без прямых иностранных инвестиций.
Сейчас доля нерезидентов в облигации федерального займа РФ составляла 27,8%. Это достаточно значительный объем и у экспертов различное мнение на этот счёт. Украина сегодня также наращивает иностранный капитал посредством продажи ОВГЗ (облигации внутреннего государственного займа). По итогам проведенных в апреле первичных аукционов нерезиденты увеличили свой портфель в четыре раза до рекордных $1,5 млрд, а чтобы управлять госдолгом, там даже создается агентство по управлению долгом с учетом лучших мировых практик.
Также недавно Украина подключилась к европейскому депозитарию Clearstream. Это дало возможность иностранным инвесторам, в том числе мелким, покупать украинские ОВГЗ без открытия банковских счетов и перевода денег на Украину. Часть экспертов вспомнили о Мексике, в которой разгорелся один из первых крупных кризисов, связанных с оттоком «горячих» денег. Тогда за несколько лет удалось нарастить объем привлекаемого капитала в 30 раз – с $1 млрд в 1989 году до $30 млрд в 1993-м. И все рухнуло: капитал ушел, курс песо упал, а экономика откатилась назад и смогла восстановиться только к 2000 году.
В Казахстане данные по объему инвестиций нерезидентов в государственные облигации не публикуются. Известны лишь данные по нотам Нацбанка, доля нерезидентов в которых уменьшилось до 0,2%. Об этом буквально в минувший вторник сообщил заместитель председателя Нацбанка Есжан Биртанов. На моей памяти этот показатель никогда не превышал 10%. Но потрясение от ухода «горячего» капитала Казахстан уже переживал с 2004 по 2009 год и по части обязательств того времени банки закончили платить только недавно.
Теперь политика привлечения иностранного капитала в Казахстане проводится более взвешенно. Требуется понимание того, что иностранный капитал приходит в страну вместе с технологиями, и, теряя капитал, мы теряем и технологии.
Возвращаясь к России – да, экономика будет развиваться без ПИИ, но очень медленно – не более 1-2% к ВВП в год в лучшем сценарии, особенно сильно будут страдать капиталоемкие отрасли и проекты. Наиболее яркий пример – скоростная трасса М-11 Москва-Санкт-Петербург, для строительства последнего участка которой долго не могли найти инвестора, несмотря на государственные гарантии. Без прямых инвестиций будут крайне медленно развиваться инфраструктурные проекты за пределами крупных городов. Инвесторы будут ждать кардинальной смены политического курса и снятия санкций как точки для нового входа в российские проекты.
Инвестиции, причем как прямые, так и в государственный долг – важный драйвер роста для развивающихся стран. Без них темпы роста могут значительно упасть. Мы это видим также по весьма осторожным оценкам эффекта, который крупные проекты должны оказать на экономику. Кажется, что в наших реалиях выполнить поручение премьер-министра и обеспечить 5%-ный рост экономики возможно только благодаря наращиванию объемов инвестиций.