Цифровая маркировка является одним из наиболее перспективных источников роста казахстанской экономики. Специфику этого инструмента, его потенциал и ключевые решения внедрения регулярно обсуждают в правительственном дискурсе, научно-экономической среде, на уровне международных партнеров. Специально для аккумуляции диалога была создана Казахстанская ассоциация цифровой маркировки и прослеживаемости. Возглавил ее Еркин Жусанбаев, участниками стали Dasco Consulting Group, компании IT-сектора, сервисные и отраслевые организации. В чем причина столь резкой активизации? Давайте проанализируем.
«Задача трех тел» для торговли
Речь идет об абсолютно новой для Казахстана сфере, которая, однако, на международном уровне имеет солидную историю. В плане развития цифровой маркировки наша страна немного отстает от ключевого партнера по ЕАЭС России и на 5-15 лет – от целого ряда развитых государств. Как активные партнеры Казахстанской ассоциации цифровой маркировки и прослеживаемости, мы изучаем мировой опыт в этом направлении и внимательно следим за внедрением системы в наших реалиях. Мы отмечаем значительное ускорение этой работы благодаря правительственным инициативам и совместным действиям на уровне Евразийской экономической комиссии. Важное событие произошло 29 марта 2019 года, когда в государствах-членах ЕАЭС вступило в силу соглашение о маркировке товаров средствами идентификации.
Можно с уверенностью сказать, что развитие цифровой маркировки – это такая социально-экономическая «задача трех тел», решение которой окажет многоуровневый эффект на ключевые сферы нашей жизни.
Во-первых, это забота о качестве наиболее востребованных и «чувствительных» товаров, таких как продукция сельского хозяйства, лекарственные препараты, алкогольные и безалкогольные напитки, табачные изделия, одежда. Существуют конкретные кейсы, которые демонстрируют преимущества системы прослеживания в чрезвычайных ситуациях. К примеру, в борьбе с коровьим бешенством в Великобритании маркировка позволила точно отследить, на какой именно ферме случилась вспышка инфекции. Благодаря этому утилизировались не все 10 млн коров по стране, а точечно только те, что подвергались риску быть зараженными.
Тот же самый процесс мониторинга можно использовать на большинстве сельскохозяйственных линий доставки. Появляется опция отследить товар вплоть до того, какой корм потребляет животное и в каком конкретном хозяйстве. Мы, по сути, получаем «паспорт товара» с использованием и применением современных высоких технологий.
Во-вторых, это защита интересов отечественных производителей. Контрафактная продукция, проходящая через границу без соответствующих сборов и контроля, демпингует рынок и заставляет локальную индустрию работать вхолостую. На первый взгляд, кажется, что для нашего покупателя не имеет значения, какой пиджак надевать – контрафактный или маркированный, легальный. Однако это подрывает экономические устои государства, снижает его конкурентоспособность. Сами граждане же теряют как минимум дважды – казна недополучает миллиарды таможенных сборов, которые могли бы пойти на решение множества социальных проблем; кроме того, сокращаются рабочие места на производствах, терпящих убытки. Цифровые коды же позволяют определить законность товара на любой стадии его реализации.
Как утверждает Билл Гейтс, бумажная цифра – мертвая цифра, а цифра в электронной форме способна изменять мир. Здесь эта идея реализуется максимально точно. Сейчас уже очевидно, что бумажные акцизные и учетно-контрольные марки не имеют достаточной защищенности от подделок. Только в прошлом году официально было изъято порядка 12 млн поддельных учетно-контрольных марок для алкогольной продукции. А сколько товаров с такими марками оказалось вброшено на прилавки, уже не скажет никто. В то время как подделать цифровую метку практически невозможно, она уникальна и автоматически выводится из оборота после применения.
И, наконец, в-третьих, это значительное повышение эффективности взимания налогов. Теневой бизнес – один из ключевых вызовов для налоговой политики любого государства, цифровая маркировка – новый эффективный инструмент в борьбе с нелегальным товарооборотом. По данным Международной торговой палаты, объем недосбора налогов с продаж, вызванного вытеснением легальных производителей, в мире составляет почти $90 млрд в год. Проблемы в этой сфере наиболее остро стоят в развивающихся странах, где присутствует значительная доля теневой продукции, или «серого» импорта. Он не обложен таможенными и налоговыми сборами, акцизами и иными платежами.
Масштабы теневой экономики впечатляют даже в отдельно взятых отраслях Казахстана. Скажем, по нашим подсчетам, теневой рынок рыбной отрасли сельского хозяйства составляет 300%! То есть всего лишь каждый третий товар здесь – официально добытый, проведенный через контроль качества и механизмы рыночного регулирования. Все остальные доходы утекают в песок, а бюджет ежегодно недополучает 2,5 млрд тенге налогов. На рынке золотых изделий соотношение легальной и контрафактной продукции составляет 1 к 20, но количество убытков здесь подсчитать еще сложнее. «Серые» объемы обувного бизнеса превышают 70%. По этой отрасли мы также делали полноценное исследование и выяснили, что налоговые органы здесь теряют около 6 млрд тенге каждый год.
Впрочем, есть и хорошие новости. Так, в странах ЕАЭС успешно реализован эксперимент по цифровой маркировке продукции из натурального меха. В результате общее количество этого вида товаров увеличилось в 13 раз, а розничная реализация меховых изделий – в семь раз. То есть за очень короткий промежуток времени удалось вывести из «тени» огромное количество торговых операций. Эти данные доказывают, что тот, кто быстрее внедрит цифровую маркировку по всем ключевым товарам, на порядок увеличит эффективность экономики. В течение 2019 года Казахстан будет реализовывать аналогичные пилотные проекты в сферах табачной, алкогольной, обувной и фармацевтической продукции.
Архитектура «золотой середины»
В основе тотального прослеживания товаров лежит IT-платформа. Но насколько наша технологическая инфраструктура к этому готова? Здесь следует различать два направления: инфраструктурные решения (DATA-центры, каналы передачи данных, оборудование, которое используется при цифровой маркировке и отслеживанию) и программно-аппаратные решения, так называемая software-часть. По первому пункту никаких серьезных проблем нет – существует множество решений, несколько конкурентных поставщиков IT-услуг, так что вопрос остается в плоскости ценовой политики. Однако на втором векторе реализаторы сталкиваются с серьезными проблемами.
В первую очередь, выбор программного обеспечения затруднен тем, что задач у системы много, и они затрагивают интересы нескольких сторон: бизнеса, государства, потребителей. Соответственно, возникает сложность выстраивания этой программной архитектуры. Кроме того, есть наличие разных подходов к решению этой проблемы, причем каждый из них в той или иной степени эффективен. В Китае подобные системы используются 15 лет, в Японии – порядка 20 лет. В Европе существует целый ряд таких предложений, которые выросли из систем ERP (Enterprise Resource Planning).
Россия пошла по своему пути – там все это решают достаточно монополизированно и централизованно, в условиях сжатых сроков внедряя систему «Честный знак». Недостатками этого подхода является неустойчивость громоздкой модели и ее дороговизна. В числе ожидаемых результатов – вклад в ВВП страны в размере 1,2%, вывод из незаконного оборота 1,1 трлн рублей, снижение цен на маркированную продукцию от 2% до 10%, сокращение логистических затрат на 20%.
Другими словами, здесь получается двоякая ситуация: сложная архитектура плюс огромное разнообразие решений. В этом сложность выбора и комбинаций в построении правильной национальной системы. Найти здесь золотую середину – это, скорее, не наука, а искусство. Основная проблема заключается в том, что в системе управления нет чемпиона проекта, кто бы мог взять на себя катализирующую, интегрирующую, стимулирующую роль по разработке эффективных критериев и подходов развития цифровой маркировки. Да, сейчас планомерно начата работа в этом направлении, реализуются некоторые пилотные проекты. Но в итоге получается набор решений, который, к сожалению, не замкнут ни на одном государственном органе, который мог бы такую задачу выполнять.
Если говорить объективно, то это задача министерства финансов и конкретно – его налогового органа. Наравне с этим сейчас решением задачи также занимаются министерство инфраструктурного развития, НЭП «Атамекен», АО «Казахтелеком». Но за последний год, который мы занимаемся изучением этой темы, мы видим классическую ситуацию лебедя, рака и щуки. Стороны понимают проблематику, много работают, привносят свои видения и технологии, однако необходимого эффекта пока не достигают.
Работа нуждается в координации
За год на основе международного опыта, пилотных проектов, изучения их положительных и негативных результатов мы разработали свой подход внедрения и развития цифровой маркировки. Мы можем адаптировать его для Казахстана. Нам видится основная проблема не в технологической сфере, где есть много решений и где государственная политика имеет приоритет. Мы видим главную задачу в том, как и кто будет выстраивать взаимоотношения между участниками процесса.
Мировой, российский и казахстанский опыт показывает, что надо обеспечить обратную связь потребителей, клиентов системы и тех структур, может быть, даже негосударственных, которые будут владеть этой системой, внедрять и развивать ее. В некоторых государствах созданы эти механизмы, они, как правило, являются общественными и финансируются за счет того, что они реально встроены в процессы, реально обеспечивают функциональность и жизнеспособность этой системы. Это именно то, что мы хотим предложить.
Совместно с другими партнерами мы создали Казахстанскую ассоциацию цифровой маркировки и прослеживаемости. Ее главной задачей является формирование такой экосистемы, которая позволяет собрать инициативы государства, крупного и среднего бизнеса в едином целом блоке, сделать их логически завершенными, чтобы вся эта платформа функционировала и приносила пользу всем участникам процесса – государству, бизнесу, потребителям.
В середине мая мы инициировали пилотный проект по внедрению систем цифровой маркировки в рыбной отрасли. Мы предлагаем технологические решения как на инфраструктурном уровне (DATA-центры и каналы передачи связи), так и на уровне программного обеспечения. Непосредственный вклад нашей компании состоит в систематизации бизнес-процессов, используемых в рыбной отрасли. Мы разворачиваем эту деятельность в соответствии с методикой, которая утверждена Министерством инфраструктурного развития РК, и надеемся на плодотворное сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами. Мы убеждены, что очень скоро производители по всему Казахстану столкнутся с такой тенденцией, что если ваш товар не маркирован, то значит, его не существует ни для государства, ни для потребителей. Это тренд, которому будут следовать все участники глобального рынка.
Автор: Дармен Садвакасов, управляющий партнер Dasco Consulting Group