Судя по всему, в ЕАЭС начался очередной раунд торговых войн. 19 февраля Казахстан ввел временный запрет на ввоз некоторой продукции из Кыргызстана, в том числе картофеля, хурмы, яблок и гранатов. Меры были приняты по рекомендации Минсельхоза, который сообщил, что в подкарантинной продукции из Кыргызстана стали часто находить опасных вредителей.
По данным иинистерства сельского хозяйства, с начала 2018 года было выявлено 465 фактов нарушений единых карантинных фитосанитарных требований ЕАЭС, в том числе 59 случаев ввоза зараженной продукции из Кыргызстана, что является весомой причиной для временного запрета.
В свою очередь крупные партии сельхозпродукции из Казахстана запретили ввозить в Россию. Как сообщили в пресс-службе Россельхознадзора, с 18 по 24 февраля инспекторы ведомства пресекли ввоз в Новосибирскую область девяти партий растительной продукции высокого фитосанитарного риска общим весом 52,8 тонны. Продукция следовала автомобильным транспортом из Казахстана и Кыргызстана для последующей реализации в Новосибирске, Томске, Кемерово, Красноярске, Барнауле, Абакане, а также в городе Мирный.
«В ходе проведения карантинного фитосанитарного контроля и осмотра грузов было установлено, что четыре партии кыргызских орехов, сухофруктов, сушеной фасоли и гороха, а также зерна пшеницы и кукурузы общим весом 1,21 тонны перевозились без фитосанитарного сертификата, подтверждающего безопасность продукции. С аналогичным нарушением пытались ввезти 12,7 тонны казахстанских сухофруктов», – сообщили в Россельхознадзоре.
Ограничения не редкость
Вместе с тем, кыргызская сторона заявила, что Казахстан нарушает нормы ЕАЭС, вводя запрет на поставку продукции. В Астану прибыли представители департамента карантина растений соседней страны. Сообщается, что по поводу сложившейся ситуации премьер-министр Казахстана Аскар Мамин провел переговоры спремьером Кыргызстана Мухаммедкалыем Абылгазиевым.
Как известно, торговые ограничения в рамках ЕАЭС не редкость. Часто это инструмент политики. Можно вспомнить ситуацию, когда отношения между странами резко ухудшились на фоне заявлений экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева.
Также можно вспомнить и тот факт, что Федеральная таможенная служба (ФТС) России с февраля до 18 мая 2017 года не принимала выданные в Армении, Беларуси, Казахстане и Кыргызстане документы об оценке соответствия продукции требованиям единых техрегламентов Таможенного союза (ТС). Поставщиков направляли за сертификатами в российские фирмы.
Позже ФТС предложила ввести единую маркировку на сельхозпродукцию, чтобы защитить российский рынок от запрещенной продукции.
Меньше нетарифных барьеров
Нетарифные барьеры остаются одним из сдерживающих факторов евразийской интеграции. Согласно оценкам ЕАБР, в среднесрочной перспективе наибольший выигрыш от снижения нетарифных барьеров будет у Беларуси: ее реальный ВВП вырастет на 2,8%, благосостояние – на 7,3%. В Казахстане благосостояние вырастет на 1,3%, тогда как прирост реального ВВП составит 0,7%.
Эффекты для России будут менее значительными: благосостояние вырастет на 0,5% кумулятивно, а реальный ВВП – на 0,2%. Это связано как с большими размерами экономики, так и меньшей значимостью для РФ торговли внутри ЕАЭС по сравнению с остальными странами мира.
ЕАБР отмечает, что наибольшую выгоду в случае снижения нетарифных барьеров получат производители машин и оборудования. Это обусловлено тем, что в данном секторе экономики издержки от нетарифных барьеров находятся на самом высоком уровне. Заметные преимущества также получат предприятия целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности, производители кожи, обуви, резиновых и пластмассовых изделий.
Кроме того, с высокими издержками от нетарифного регулирования торговли сталкиваются экспортеры химической продукции в Беларусь и Россию, продукции деревообработки в Казахстан и Россию, сельскохозяйственной продукции в Беларусь, а также электрооборудования, электронного и оптического оборудования в Казахстан.
Защита собственных интересов
По словам заместителя директора информационно-аналитического центра «Альпари» Анны Кокоревой, ЕАЭС – молодой институт и в рамках союза предстоит наладить еще очень много процессов и устранить барьеры. Сравнивать его с Евросоюзом неправильно, так как в рамках ЕС страны взаимодействуют по разным принципам, ЕС существует гораздо дольше и экономики стран внутри союза сильно разнятся. Например, при вступлении в ЕС странам приходилось отказываться от развития ряда отраслей, что впоследствии привело к уничтожению целой группы предприятий и сокращению производства в отрасли до минимума.
«В ЕАЭС такой практики нет, но, несмотря на ряд соглашений, каждый из участников лоббирует собственные интересы и пытается защитить своего производителя. Если говорить об истории «Казахстан-Кыргызстан», то здесь различного рода запреты могут иметь политический окрас», – сказала Анна Кокорева.
Всему виной кризис
Аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин заметил, что после перехода России и Казахстана к плавающему курсу национальных валют риски торговых войн существенно обострились, поскольку состояние торгового и в целом платежного баланса теперь может быстро меняться под воздействием внешних факторов.
Так, рубль в 2018 году сильно ослаб из-за ожиданий санкций, но они так и не были введены. При этом российские производители получили значимое ценовое конкурентное преимущество. Как показывает пример еврозоны, снижение торговых претензий возможно только после введения единой валюты, считает аналитик.
Нет цивилизованных механизмов
Эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов отметил, что в рамках ЕАЭС торговые ограничения имеют двойственный характер. С одной стороны, часто это политический инструмент, когда страны в угоду своим интересам создают барьеры, чтобы решить внутригосударственные проблемы. Второй показатель – это решение протекционистских задач: страны ЕАЭС, вводя ограничения, нередко пытаются дать дорогу своему производителю, хотя это и противоречит нормам союза.
«Безусловно, элементы торговых войн можно наблюдать и в ЕС, но там все-таки выработаны более цивилизованные механизмы разрешения споров, все решается коллегиально. В силу специфики в ЕАЭС больше доминируют конкретные интересы стран или отдельных производителей. В связи с этим нет четкого понимания, когда, где и какая страна может затормозить ввоз ранее обговоренной в рамках внутренних соглашений продукции», – сказал Алишер Хамидов.
Различие в контроле
По мнению эксперта, в некоторых случаях все-таки нельзя исключать и реально некачественной и опасной продукции, в том числе часто такие факты связаны с кыргызской молочной продукцией и овощами, поэтому иногда никакого политического аспекта у решений запретившей стороны может и не быть.
«Фитосанитарный контроль в рамках ЕАЭС все еще поставлен слабо. В связи с этим одна страна может фиксировать, что продукция качественная и не представляет угрозы, а при более тщательном осмотре выясняется, что ее потребление опасно. Поэтому необходимы общие нормы оценки качества продукции, чтобы не возникало никаких подозрений в политическом или протекционистском характере запретов», – отметил Алишер Хамидов.
Надежда на будущее
Аналитик считает, что устранение торговых ограничений – это единственный путь к выживанию ЕАЭС, так как никаких других способов создать нормальное интеграционное объединение не существует. По его словам, торговые войны в рамках ЕАЭС являются, по сути, нонсенсом.
«Думаю, в обозримом будущем проблема торговых ограничений в ЕАЭС никуда не денется, и они, по-прежнему будут инструментом защиты внутреннего рынка. Однако, со временем, когда общая экономическая ситуация в странах союза будет приблизительно ровной, то можно ожидать снижения накала. Сейчас основная проблема в том, что кризис не дает шанса на выживание местным производителям», – заключил Алишер Хамидов.