USD
444.32₸
-1.340
EUR
473.33₸
-1.250
RUB
4.76₸
-0.020
BRENT
88.25$
+0.130
BTC
66584.80$
+240.200

Удар по агрессивной «налоговой оптимизации»

Как будут имплементированы международные правовые нормы в Казахстане?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Удар по агрессивной «налоговой оптимизации»- Kapital.kz

Последние тенденции в международном налогообложении стимулируют правительства разных стран ужесточать положения, предусмотренные внутренним законодательством, чтобы обеспечить «прозрачности» операций, проводимых налогоплательщиками.

В этих условиях налогоплательщики, которые осуществляют международные операции, нередко сталкиваются с новыми требованиями, предъявляемыми как к экономической сущности ведения бизнеса, так и к подаче различных форм отчетности в разных юрисдикциях.

Стоит отметить, что казахстанское налоговое законодательство стремительно меняется в такт последним изменениям в международной практике, и ожидания к раскрытию информации казахстанскими налогоплательщиками растут, и будут продолжать расти.

В свою очередь, компаниям, ведущим бизнес за рубежом, необходимо также уделить внимание иностранным требованиям по раскрытию информации, что может повлиять как на бизнес, так и на его собственников.

25 июня 2018 года стало последним днем, когда группы компаний, осуществляющих трансграничные операции в ЕС, были вправе на легальных основаниях осуществлять агрессивное налоговое планирование. В принятой специальной директиве DAC-6, которая обязательна для 27 стран объединения, ставится задача имплементировать эти изменения на национальных уровнях. После чего, вероятно, начиная с 2020 года, будет происходить автоматический обмен информацией между налоговыми органами стран. По оценкам директора PwC Нидерланды Дмитрия Деркача, уже с конца июня этого года любые практические шаги по осуществлению операций, имеющих признаки такого налогового планирования, должны сопровождаться предоставлением соответствующей информации налоговикам. Причем это обязательство накладывается не только на налогоплательщиков, но и налоговых консультантов, юристов и банки, участвующих в операциях или знающих о них. Предварительные планы какой-то из компаний, если они не перешли в плоскость практических решений и обсуждаются со специалистами, пока не требуют информирования, поскольку «намерения и мысли не наказуемы», но климат для таких операций изменился достаточно сильно.

С еще большими основаниями об ужесточении можно говорить применительно к счетам нерезидентов в банках. По оценкам партнера PwCРоссия Михаила Филинова, 2017 год был временем больших изменений для российских депозиторов. При этом банки подходят к определению стран-резидентов своих клиентов достаточно тщательно, не ограничиваясь только принятием, например кипрского или мальтийского паспорта, если клиент пользуется российским мобильным оператором и его бизнес, по факту, остается российским. Уведомления о наличии банковских счетов, с большой вероятностью, будут направлены налоговым органам всех заинтересованных стран. Банковские счета — это сфера, в которой осуществление расширенного обмена информацией наиболее вероятно, поскольку здесь все графы могут быть заполнены в автоматическом режиме. Эксперты убеждены в том, что происходящие ужесточения регулирования практически «убьют"возможности неоправданной налоговой оптимизации, что, собственно, и было целью стран большой «двадцатки», инициировавших этот процесс.

Дискуссии с государством необходимы

Казахстан активно участвует в этом процессе и ратифицировал несколько ключевых конвенций. О присоединении к одной из них этим летом заявил Минфин. Большим вопросом остается то, как будут имплементированы международные правовые нормы в стране и насколько велики будут возможности широкой трактовки тех или иных норм налоговиками и судами. Старший менеджер PwC Казахстан Алия Ибраева отмечает, что одним из основных посылов является необходимость использовать все возможности диалога с госструктурами, добиваясь создания максимально четких правил игры, не допускающих двойных толкований. Между тем, например, норма, согласно которой на предмет налоговой оптимизации могут рассматриваться зарубежные активы казахстанских компаний с эффективной налоговой нагрузкой ниже 10%, может привести к тому, что налоговые претензии могут возникать не только к активам в традиционных офшорных зонах, но и к «дочкам» с преимущественно активными доходами в Голландии, на Кипре или даже к заводу в России, пользующемуся налоговыми каникулами. До сих пор не ясно, будут ли внесены какие-либо изменения в нормативные документы, определяющие процедуры, связанные с «контролируемыми иностранными компаниями». Директор PwC Казахстан Ануар Муканов обратил также внимание на особенности казахстанской практики, связанной с трансфертным ценообразованием, в рамках которой проверяются практически все казахстанские экспортеры и импортеры.

Директора и бенефициары

По оценкам г-на Филинова, вести с налоговиками диалог необходимо, поскольку они хоть и заинтересованы в максимизации налоговых поступлений, являются разумными людьми, желающими четких правил. В результате обсуждений в российской согласительной группе, происходивших с 2015 года, были приняты, например, решения об облегченном режиме ликвидации «контролируемых иностранных компаний», стимулировании распределения доходов внутри групп с помощью выплаты дивидендов, а также поэтапному вхождению в новый режим регулирования, когда минимальные размеры компаний, подлежащих ему, снижались поэтапно в течение трех лет. В России существует уже и серьезная практика судебного рассмотрения дел о том, являются ли компании реально действующими бизнесами или оптимизирующими налоги структурами. Стороны, например, детально рассматривают компетенции, квалификацию, зарплаты директоров зарубежных «дочек» и то, работают ли они только на российских работодателей. У российских налоговиков появились разработанные централизованно инструкции, позволяющие выявлять слабости подобных схем, и казахстанскому рынку необходимо быть готовым к повторению этого сценария.

Крайне любопытным выглядело также упоминание г-на Деркача о степени доступности перечней бенефициаров трансграничных компаний. Он может быть открыт для госструктур и финансовых институтов. По этому пути пошли Германия и ряд других крупных европейских экономик. В Австрии и нескольких других небольших странах решили сделать перечень бенефициаров доступным, например, для журналистов, проводящих расследования. Открытыми предварительно решила сделать эти данные Голландия, но публичность перечня оспаривается из-за возможного противоречия конституции страны.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.