Туристические профессиональные объединения выступили с резкой критикой госорганов, игнорирующих интересы туротрасли страны. Особое недовольство сообщества вызвала позиция министерств по инвестициям и развитию, сельского хозяйства и экономики.
На состоявшейся пресс-конференции руководители туристических объединений разъяснили свою позицию. Как заявила Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристской ассоциации, министерство по инвестициям и развитию отказывается брать на себя ответственность по обустройству дорожной инфраструктуры. Минсельхоз отказывает в передаче туркомпаниям национальных парков в доверительное управление. А министерство экономики не согласно предоставить предпринимателям из сферы туризма нужные им преференции.
Более развернуто предложения отраслевых ассоциаций включают в себя следующие новации. Государство должно обеспечить выгодные с точки зрения ведения турбизнеса территории удобной сетью дорог. Для обустройства комфортных мест отдыха туркомпании должны получить право на натуральные гранты в виде земельных участков. Налоговые льготы, с точки зрения бизнеса, должны быть в виде освобождения от КПН, а также имущественного и земельного налога сроком на 10 лет.
Все эти предложения внесены туристическими ассоциациями в проект закона о туризме и государственную программу по развитию внутреннего и въездного туризма. Однако, говорят руководители ассоциаций, все предварительные беседы с чиновниками дали понять, что с их стороны возможен полный саботаж этих идей. «Отраслевые министерства не хотят поддерживать программу в том виде, в каком ее видим мы. А нам не хочется, чтобы государство приняло очередной беззубый документ, — сказал Серик Жунусов, исполнительный директор ОЮЛ „Туристская ассоциация Восточного Казахстана“. — Грузия, Киргизия, Узбекистан и Азербайджан совершили сильный прорыв в развитии туризма, мы не можем отставать от них. Главный тормоз развития этой отрасли в стране — бюрократия министерств. Поэтому мы призываем министерства к содержательному диалогу».
Развитие туризма должно войти во внутренние рейтинги всех госорганов страны, считает Роза Асанбаева, президент ОЮЛ «Казахстанская туристская ассоциация». «Турист — это потребитель, ищущий комфорта и впечатлений, в его благополучии государственные структуры должны быть заинтересованы напрямую, — считает она. — Стране нужна идеология туризма. Пусть все ведомства помнят об этом, пусть поднимутся выше своих ведомственных интересов».
Обсуждение госпрограммы по развитию туризма происходит не на самом благоприятном фоне, напоминает Рашида Шайкенова. После всплеска интереса к Казахстану иностранных туристов, вызванного проведением EXPO, поток гостей в страну сократился в 17 раз! «Это час икс для казахстанского туризма, — считает эксперт. — Если из законопроекта выстригут все наши предложения, мы не устоим, конкуренция на мировом рынке турпредложений колоссальная».
По словам спикеров, во внесенных с их стороны предложениях нет ничего запредельного. Именно эти меры позволяют многим странам продвинуть свою туристическую отрасль. «Туризм приносит 10% мирового ВВП, каждое 10-е рабочее место генерируется именно в этой отрасли. Каждые 30 туристов создают новое рабочее место, — заявили на пресс-конференции. — Если государство согласится на наши предложения, то наши совокупные инвестиции составят 600 млрд тенге, что повлечет создание 60 тыс. рабочих мест. Государство же в свою очередь должно освободить нас от налоговой нагрузки в размере 25 млрд тенге и вложить в развитие инфраструктуры 300 млрд тенге».
Отдельной темой стали проблемы детского туризма. «При СССР в Казахстане было около 500 детских лагерей, сейчас осталось 190. Эта сфера регулируется временным постановлением премьер-министра. Упразднено лицензирование этого вида деятельности, но нельзя оставлять ее без сертификации. В детских лагерях нередко нарушение санитарных норм, есть случаи, когда под видом места для отдыха детей открывались религиозные лагеря, — говорит Кайрат Султанов, председатель Туристской ассоциации Акмолинской области. — Финансовое давление на детские лагеря избыточно. Например, один из лагерей, расположенных в национальном парке Акмолинской области, за право въезда детей ежегодно выплачивает парку 150 млн тенге. Льготы для детей в законах прописаны, но они совсем не работают».
В заключение прозвучало заявление, что рекламировать туристические поездки в Казахстан должно государство. Пока лучшим примером такого сотрудничества остается организация EXPO в Астане. Тогда в результате серьезной пропаганды за рубежом Казахстан попал в лидеры привлекательных для визита стран в рейтингах The New York Times и Huffington Post. Каким будет будущее туристической отрасли страны — зависит от диалога экспертов этого рынка и государственных ведомств.