Почему главная житница страны страдает от дорогого дизтоплива
АВТОР

23.08.2018 • 08:30 3845

Почему главная житница страны страдает от дорогого дизтоплива

Продавцы ГСМ подняли вопрос, о котором сами пожалели

Минсельхоз, Минэнерго и нефтеперерабатывающие заводы еще с начала года договорились о ценах на дизельное топливо и его объемах, отпускаемых для фермеров как в период посевной, так и в период уборочной кампании. И они придерживаются своей договоренности. Отпускная цена на литр ГСМ для сельхозтоваропроизводителей не превышает 150 тенге, однако почему-то в главной «житнице» страны — Костанайской области, дизтопливо «на выходе» торгуется по 172, 187 и 205 тенге за литр.

На недавней встрече с вице-премьером — министром сельского хозяйства Казахстана Умирзаком Шукеевым с фермерами региона был поднят вопрос о ценах на ГСМ. Причем поднят он был самими операторами, продавцами дизтоплива для фермерских хозяйств.

Один из них сообщил, что еще в 2016 году литр солярки стоил 96 тенге, а в этом году — 172 тенге. Рост — 80%. Но это касается удешевленного топлива. Сама же доставка до Костаная ГСМ по сравнению с соседними областями на 4−5 тенге дороже. И такая цена накладывается на себестоимость, и сейчас стоимость дизельного топлива на рынке может доходить до 205 тенге за литр. Можно купить и российское дизтопливо — за 195 тенге за литр. И так как удешевленного ГСМ недостаточно, чтобы полностью закрыть потребность региона, фермеры, естественно, будут закупаться на свободном рынке.

Однако, по мнению вице-министра энергетики Болата Акчулакова, который прибыл в регион вместе с главой Минсельхоза, Минэнерго, МСХ и три НПЗ выполняют ранее достигнутые договоренности. Поэтому просьба к бизнесу — внести свою лепту.

«Сегодня НПЗ дают скидку в 30 тыс. тенге с каждой тонны топлива, которое отпускается вам напрямую с заводов. То есть если розничная цена — 170, 180 тенге или выше, а в приграничных районах доходит до 195 тенге, то нужно понимать, что фермерам с заводов ГСМ отпускается по 150 тенге за литр. Да, есть разница цены в зависимости от удаленности нефтеперерабатывающего завода, но она не столь критичная», — прокомментировал заместитель главы Минэнерго.

Он также пояснил, что Павлодарский завод только в этом месяце произведет около 50 тыс. тонн дизельного топлива. Хотя дефицит дизтоплива не будет ощущаться на рынке даже близко, потому что на начало августа государством сформирован резерв ГСМ для фермеров в размере 280 тыс. тонн.

Вице-премьер тоже не смог сдержать своего удивления. Он спросил: если Минсельхоз, Минэнерго и нефтепереработчики выполняют свои обязательства и удешевленное дизтопливо отпускается с НПЗ по 150 тенге за литр, то почему оно в Костанайской области продается по 172 тенге. Продавцы ГСМ признались, что один только железнодорожный тариф доходит до 12,2 тенге за литр дизельного топлива. Остальное, то есть — 10 тенге, их расходы и маржа.

Однако, по мнению главы МСХ, необходимо будет серьезно разобраться, кто действительно сколько берет или недоговаривает.

«Если железная дорога берет слишком большой процент за доставку ГСМ до пункта назначения, это одно. А если сами операторы и продавцы нефтепродуктов закладывают высокую маржу для себя — это другое. Выходит, что мы со своей стороны выполняем свои обязательства. А на этапе доставки или продажи, а может того и другого вместе, происходит солидная „накрутка“ стоимости каждого литра», — заметил Умирзак Шукеев.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

аграрии ГСМ Казахстан ГСМ

23.08.2018 • 08:30 3845

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Почему главная житница страны страдает от дорогого дизтоплива
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика