Какие ниши привлекательны для инвестиций в туризм
АВТОР

10.08.2018 • 08:30 1576

Какие ниши привлекательны для инвестиций в туризм

Варианты для Алматы

Иностранные туристы (из Европы и Азии) выбирают Алматы прежде всего как место, где можно встретить первозданную природу, история как причина туристической поездки их интересует в меньшей степени. Для туристов из стран СНГ пока нет однозначных причин приезда, кроме встречи с родственниками или посещения родины. Для казахстанцев, проживающих в других городах страны, Алматы — место для самого себя и друзей. Для казахстанцев мегаполис — это место, кардинально отличающееся от того города, в котором они живут, потому что здесь: лучше погода (тепло), другая природа (есть горы, много зелени, нет степи), здесь много разных развлечений. У 35% казахстанцев есть родственники и друзья в Алматы, и это также становится причиной приехать сюда. Такие выводы были сделаны экспертами туристского информационного центра Visit Almaty.

Туристы скрывают цели

«Мы провели исследование в мае этого года, в нем приняли участие казахстанские и международные туристы. В опросе задействовали более 15 локаций: аэропорт, вокзалы, информационные точки Visit Almaty и популярные достопримечательности региона. Опросы продолжаются по сей день, так как полный портрет туриста может быть сформирован по завершении четырех сезонов. Турист меняется в зависимости от сезона, например, весной приезжают любители активного отдыха, летом — семьи, осень обычно привлекает бизнес-туристов, зима — любителей горнолыжного спорта», — комментирует Камила Лукпанова, директор ТИЦ Visit Almaty.

Около 30% посетителей Алматы приезжают из России, это число стабильно от года к году. «Ситуация по сбору статистических данных не отражает реальной картины, значительная часть индустрии находится в тени. Например, не все сдают квартиры легально», — говорит спикер. Сейчас нет четкой картины по структуре туристов по странам с учетом целей поездки. Текущая пограничная статистика не отражает реальной картины. С учетом данных по размещению очевидно, что указание цели приезда туристы считают формальностью.

Из общих данных мы можем выделить топ-10 стран с наибольшим потоком, которые также включают туристов из соседних государств, — Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Турция, потоки из этих стран являются не туристическими, а рабочими.

Иностранных туристов становится больше

Сейчас сложно говорить о реальных абсолютных показателях количества туристов в Алматы, в том числе иностранцев, прибывающих из других городов РК, а также пересекающих госграницу не в городе, из-за отсутствия всестороннего учета их количества.

За последние 3 года наблюдается стабильное увеличение потока иностранных туристов. По имеющимся данным, в 2017 году поток увеличился на 22% по сравнению с 2016 годом. Параллельно наблюдается рост потока внутренних туристов как по местам размещения (на 27%), так и по увеличению внутренних перевозок авиатранспортом (на 13%). Вместе с тем из общего числа зарегистрированных въезжающих в Алматы гостей только 18% проживают в гостиницах. Очевидны сезонные пики с мая по октябрь (70% внутренних туристов приезжают в город именно в этот период).

Отдых или бизнес?

Суммируя данные из разных источников, можно предполагать, что среди иностранных посетителей в Алматы преобладает доля бизнес-туристов — их не менее 50−55%, доля частных туристов (VFR) — около 40%, реальных туристов — 3−5%. Реальные туристы — это те, кто указал в миграционных карточках туризм как цель.

Среди казахстанцев преобладает доля частных (VFR) — не менее 70%, бизнес-туристов — 20%, реальных туристов — 10%.

Международный опыт показывает, что для достижения желаемых показателей по вкладу туризма в ВРП необходимо стремиться к увеличению доли реальных иностранных туристов, которые приезжают с целью отдыха и готовы тратить на это деньги.

В среднем по году места размещения загружены на 32% (официально, по факту оценочно в 1,5 раза выше), турист проводит в отелях 3 дня, при этом в пиковые периоды (лето) загрузка увеличивается почти на 40% по сравнению с зимой. В среднем загрузка отелей, по данным департамента статистики г. Алматы, в первом квартале составляет 28,3%, во втором — 32,7%, в третьем — 36%, в четвертом квартале — 26,2%, по данным департамента статистики города Алматы.

Достаточно высокий уровень пользования гостиницами среди иностранных граждан — не менее 70% (не учтены те, кто проводит в Алматы менее одной ночи).

Несмотря на невысокую загрузку сейчас, можно говорить о возможном будущем ограничении (особенно в сезон) в случае увеличения продолжительности пребывания туриста.

Не менее 6 дней — как в Грузии

В бенчмарке близких к Казахстану стран можно увидеть закономерность — в странах с повышенным вкладом туризма в ВВП преобладает доля внешних туристических потоков (трат). Для достижения желаемого уровня вклада туризма в ВВП доля внешнего турпотока по расходам должна составить не менее 60%.

В отдельных городах мира — например, в Праге и Дубае — доля внешнего турпотока в доходах составляет 88% (прямой вклад туризма в ВВП — 5% и 9,4% соответственно). В Грузии средняя продолжительность пребывания туриста из России — 12,8 дня, из Украины — 14,6 дня, а средняя продолжительность пребывания в странах, похожих на Казахстан, — 6,5 дня.

«Привлекательно следующее: средняя продолжительность пребывания у нас туриста из Европы — 6,1 дня, тогда как в других странах он отдыхает 11 дней, из Азии — 6,4 дня, в других — 9, средняя продолжительность пребывания туристов из СНГ- 5,6 дней, в других странах — 10. То есть однозначно есть, куда расти», — комментирует Камила Лукпанова.

Развернутое предложение по отдельным направлениям туризма (отдых, бизнес) позволит как увеличить продолжительность пребывания, так и повысить в целом привлекательность дестинации для туристов с разными целями.

Куда инвестировать в туризме?

По словам Камилы Лукпановой, в числе перспективных ниш для инвестиций в сфере туризма можно выделить сферу HORECA. «Здесь особенно важны форматы, которые обладают наибольшим потенциалом для развития, — отели уровня 3 звезд, хостелы, гостевые дома, а также этнопроекты с национальными активностями», — говорит Камила Лукпанова.

Наблюдается нехватка сувениров и различной продукции — гастрономической (интересные предложения по продаже меда, жента, курта, шоколада и т. д.) и практичной (одежда, аксессуары, посуда), и это тоже может стать бизнес-идеей. «Нам важно, чтобы город был максимально дружелюбен к туристам, мы должны показывать им наше гостеприимство, радушие и находить особый подход к каждому путешественнику. Таким образом, мы считаем правильным решением развивать индивидуальные туры, отходить от стандартного подхода, потому что видим, что путешественники находятся в поиске необычных туристических программ, и мы рады будем их предоставить», — заключает Камила Лукпанова.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

туристы туризм Казахстан туристы Алматы

10.08.2018 • 08:30 1576

Поделиться
Какие ниши привлекательны для инвестиций в туризм
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus