Цену на дизтопливо формирует рынок — Министерство энергетики РК

07.08.2018 • 21:13 1151

Цену на дизтопливо формирует рынок — Министерство энергетики РК

Поставщики дизтоплива на 100% выполняют взятые обязательства, стоимость горючего формируется в рыночных условиях

Об этом заявил на брифинге в службе центральных коммуникаций вице-министр энергетики РК Болат Акчулаков. По его словам, в этом году сельхозтоваропроизводители Казахстана подали заявки на 394,4 тыс. тонн горючего для проведения уборочной кампании. Эти объемы уже закуплены и распределены по регионам.

Вместе с тем, министерство не может повлиять на конечную стоимость дизельного топлива, поскольку цена формируется в условиях рыночных отношений.

«Хочу подчеркнуть, что в Казахстане не существует удешевленного топлива, государство его не субсидирует. Цена формируется в рыночных условиях… То, что нефтегазовый бизнес вносит лепту в недопущение роста цен — это их волеизъявление… Хотя, необходимо отметить, что с 1 июня по 1 ноября 2018 года применяется новый акциз на производство дизельного топлива — это 9300 тенге с тонны (ранее акциз составлял 540 тенге, — прим.авт.)», — сообщил Болат Акчулаков.

О том, как все же формируется цена рассказали сами представители нефтегазовых компаний. К примеру, ТОО «КазМунайГаз Өнімдері» из общих 394 тонн поставляет на рынок около 140 тонн. Акиматы в областях методом конкурса определяют операторов, которые распределяют полученные объемы между потребителями.

«В ряде регионов мы также выступаем в качестве оператора. Если отпускная цена дизтоплива на заводе 148−149 тенге за литр, то с учетом доставки на нефтебазы мы отпускаем по предоплате: в Костанайской области — по 165−166 тенге, в Акмолинской — по 166−167 тенге, в ВКО — по 169−170 тенге, в СКО — по 168−169 тенге за литр. Дороже мы не отпускаем! Но, нужно понимать, что кроме нас на рынке работают и другие операторы, за которых мы уже не в ответе», — заявил Генеральный директор ТОО «КазМунайГаз Өнімдері» Куандык Кулмурзин.

b24ba35a4d8c0fce5a20279a656.jpg

Он также добавил, что одним из инструментов пресечения роста цен может стать включение недобросовестных операторов в соответствующий реестр на региональном уровне, с последующим недопущением к участию в конкурсе.

Нет прямой зависимости между конечной стоимостью дизтопилва и ценой на нефть, уверен исполнительный директор по развитию нефтегазовой и энергетической отрасли Ассоциации KAZENERGY Рустем Кабжанов.

«Увеличение цены за баррель не означает, что дополнительные деньги идут в карман недропользователям. Те обязательства, которые они взяли на себя при более низкой цене за баррель были отсрочены и скорректированы. И сейчас, в период увеличения цены, исполняются. Ведь когда цена падала до 30-ти долларов за баррель — все затраты ложились на плечи нефтегазовых компаний, но объемы

поставок сырья на заводы никто не уменьшал и никому не было интересно за какие деньги будет добыта и поставлена эта нефть. Она поставлялась. И меньше налогов в бюджет не платилось. Поэтому, объемы значительны и предприятия которые выполняют обязательства по поставке нефти для переработки — выполняют их неукоснительно", — отметил Рустем Кабжанов.

Вице-министр энергетики Болат Акчулаков, добавил, что в текущем году три нефтеперерабатывающих завода страны должны произвести 4,5 млн тонн дизельного топлива, которые закроют 90% потребности в горючем. При этом, поставщики сырья и производители дизтоплива являются доминантами на рынке и постоянно подвергаются контролю со стороны антимонопольного ведомства на предмет необоснованного повышения цен.

Вместе с тем, по данным НПП РК «Атамекен», по сравнению с соседними странами стоимость дизельного топлива в Казахстане ниже:

Казахстан — 0,48 долл./литр (или 165 тенге),

Россия — 0,69 долл./литр (дороже на 43,8%),

Узбекистан — 0,59 долл./литр (+22,9%),

Украина — 1 долл./литр (в 2 раза).

Также по данным Департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП, сегодня доля пшеницы в общей посевной площади составляет 54,8%. Урожайность пшеницы за последние 5 лет не превышает 12 ц/га (для сравнения: в развитых странах при таких же осадках 30−50 ц/га). В прошлом году средние затраты на возделывание пшеницы составляли 35−40 тыс. тенге на 1 га, из которых 12% - затраты на ГСМ. Фермеры продавали зерно на рынке по 42 тыс. тенге за тонну. То есть, с 1 га зарабатывали в среднем 50,4 тыс. тенге или 26% от затрат.

Таким образом, можно отметить очень низкую экономическую эффективность выращивания пшеницы, и данный факт отмечается из года в год. В случае сохранения фермерами ориентира на выращивание пшеницы, единственным выходом для повышения экономической эффективности является увеличение урожайности с гектара. Также урожайные земли можно использовать эффективнее за счет диверсификации посевных площадей, считают в департаменте агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП РК «Атамекен»

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

цены ГСМ дизтопливо

07.08.2018 • 21:13 1151

Поделиться
Цену на дизтопливо формирует рынок — Министерство энергетики РК
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus