Чтобы прояснить экономическую ситуацию в Алматы по итогам первого полугодия мы побеседовали с руководителем управления экономики и бюджетного планирования города Алматы Ильясом Усеровым.
— Недавно в ряде СМИ была опубликована информация о предстоящем уточнении бюджета, в которой указывалось, что возможно снижение доходной части на 8 млрд. тенге, Вы можете это прокомментировать?
— Как вы знаете, руководство города всегда ставит задачу перед всеми городскими управлениями — работать транспарентно, проводить политику открытости и подотчетности перед населением. Поэтому 19 июня текущего года на портале электронного правительства «Открытый НПА» был размещен проект возможного изменения бюджета города Алматы. Вы как деловое издание понимаете, что бюджет в течение года в зависимости от экономической ситуации может корректироваться.
Соответственно мы как профильное управление на постоянной основе отслеживаем социально-экономическую ситуацию, и в зависимости от тех или иных показателей готовим предложения по внесению необходимых изменений в бюджет города. При этом, в первую очередь учитывается сохранение всех социальных обязательств перед горожанами.
В ходе нашей работы, в том числе по итогам проведенных государственных закупок, исключения неприоритетных расходов, оптимизации бюджета путем замены дорогостоящих проектов на более экономичные были сформированы предложения по снятию и перераспределению данных средств, и в соответствии с законодательством проект был размещен для публичного обсуждения на портале. По многим вопросам было активное обсуждение, поступали предложения по предлагаемым корректировкам как со стороны депутатов маслихата, так и со стороны общественного совета города, горожан. В результате чего, сэкономленные средства позволили покрыть самые приоритеные расходы социального характера без изменений доходной части. При этом, никакого снижения доходов не предполагается.
— Если не наблюдается снижение доходной части, то тогда какая реальная картина на сегодня?
— Во всех отраслях экономики Алматы по итогам полугодия наблюдается стабильный рост. Индекс краткосрочного экономического индикатора составил 103,8%. Объем инвестиций вырос на 22,7%, розничная торговля — на 8,3%, оптовая — на 0,6%, строительство — на 4,7%, промышленность — на 4,4%.
Обеспечен рост налоговых поступлений в государственный бюджет на 110,3%, из них в республиканский — 702,6 млрд. тенге или на 9,5% больше чем в прошлом году, в местный — 207,9 млрд. тенге или на 13% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В целом налоговые поступления за счет субъектов крупного предпринимательства составляют 33%, субъектов среднего бизнеса — 18% и за счет малого бизнеса — 45%. Так темп роста с аналогичным периодом прошлого года составила 120% за счет реализации государственных программ по поддержке и развитию малого среднего бизнеса, созданию благоприятных условий и снижению административных барьеров.
Если говорить об исполнении годового плана, то за первое полугодие исполнение по налоговым поступлениям в местный бюджет составило 106,1%, перевыполнив план на 12 млрд.тенге.
Как вы видите, недоимки по налогам на сегодня нет, темпы сбора по налогам положительные, и это все официальная статистика.
— В целом можете рассказать, каким образом и на что вы распределили эти сэкономленные средства?
— Да, это уместный вопрос. В целом, при формировании бюджета на нынешнее уточнение, первым делом была начата работа по выявлению внутренних резервов, это экономия от госзакупок по итогам первого полугодия, оптимизация неприоритетных расходов, это, как я ранее отметил, путем замены дорогостоящих проектов на более экономичные с аналогичным социальным эффектом.
К примеру, по 2-м скверам (журналистов и у госмузея — Ред.) вместо работ по благоустройству предложено провести текущий ремонт на 256,2 млн. тенге, сэкономив 1,2 млрд. тенге при проведении аналогичных работ по благоустройству, таких как асфальтирование, замена брусчатки, бордюров, проведение освещения, установка скамеек, урн
Также, по многочисленным обращениям граждан при уточнении бюджета учтены расходы на решение социальных вопросов, таких как ремонт линий наружного освещения, дорог, тротуаров и также строительство дорог в новых микрорайонах.
Так, будут начаты работы по строительству дорог в 5-и микрорайонах (Акбулак, Алгабас, Карасу, Кок-Кайнар, Улжан-2) Алатауского района, будет продолжено строительство дороги в мкр. Жас-Канат Турксибского района. Данные расходы были учтены в связи с отсутствием асфальтного покрытия в данных микрорайонах.
Также за счет сэкономленных средств дополнительно выделены бюджетные средства на социальную поддержку лиц с ограниченными возможностями, в частности на приобретение тифлотехнических средств для 675 человек и сурдотехнических средств для почти 900 человек.
Наряду с этим, в рамках «Продуктивной занятости» 1000 безработных пройдут краткосрочное обучение по профессиональной подготовке и переподготовке специалистов по 50 специальностям.
На приобретение учебников для общеобразовательных школ дополнительно перераспределены средства за счет оптимизации других расходов.
В целом, могу сказать, что вся потребность была сформирована за счет сэкономленных средств на 9,3 млрд. тенге. На сегодня бюджет города остается полностью социально ориентированным.