Россия разрешила частичный транзит грузов с Украины в Казахстан по своей территории. Ранее действовал строгий запрет на огромный перечень товаров, которые невозможно было ввести из Украины в Казахстан. Теперь разрешены международные транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки отдельных товаров.
Казахстан послал весточку
Как стало известно, Астана официально обратилась к Москве с просьбой разрешить транзит грузов. В списке предприятий, в адрес которых разрешен транзит, — «Arcelor Mittal Темиртау», а также электродные, конденсаторные и трансформаторные заводы. Разрешенная продукция представлена различным промышленным оборудованием, материалами и запчастями.
Стоит отметить, что еще в 2016 году Россия ограничила транзит грузов из Украины в Казахстан по причине начала действия Торговой ассоциации Киева и Евросоюза.
Был введен запрет на транзит товаров, включенных в список санкционной продукции, а также на все товары, ввозная таможенная пошлина которых выше нуля процентов. Таким образом, транзитом через территорию России могли следовать только те товары, в отношении которых в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) применяется нулевая ставка таможенной пошлины. К моменту начала действия соответствующего запрета в ЕТТ ЕАЭС нулевая ставка применялась в отношении 1908 товаров, из которых на 80 товаров нулевая ставка действовала на временной основе.
Граница для ограничений
По группам товаров распределение нулевых таможенных пошлин в ЕТТ ЕАЭС выглядело так: машиностроение — 1103 товаров; АПК и пищевая промышленность — 161 позиция; химическая промышленность — 159 позиций; недрагоценные металлы и изделия из них — 120; транспортные средства — 111; легкая промышленность — 46 позиций; минеральные продукты — 31 позиция; деревообработка — 21; драгоценные и недрагоценные камни — 11; прочие промышленные товары — 144 позиции.
До введения ограничений украинские грузы в Казахстан в основном шли по железной дороге через КПП Купянск-Сортировочный на границе Харьковской и Белгородской областей. Было предложено разработать альтернативные маршруты доставки товаров, например, по маршруту Грузия — Азербайджан — Казахстан — Китай.
Украинское министерство инфраструктуры презентовало этот проект как новое направление «Шелкового пути», которое позволит перенаправить грузопотоки в восточном направлении в обход России. Альтернатива, предложенная Киевом, была основана на использовании для экспорта украинских товаров двух паромных переправ: Ильичевск — Батуми в Черном море и Алят — Актау-Порт в Каспийском море.
В отношении разрешенных к ввозу товаров сохранялся действовавший порядок ввоза через белорусские участки внешней границы ЕАЭС с обязательным применением пломб на основе системы ГЛОНАСС.
Кризис все подпортил
Вместе с тем действие временного запрета распространялось только на украинские товары и не ограничивало перевозки из третьих стран, которые следовали транзитом через территорию Украины в Казахстан.
До начала кризиса для Украины Казахстан являлся третьим в СНГ и восьмым в мире торговым партнером. Но начиная с 2013 года товарооборот Казахстана и Украины начал заметно падать. В 2013 году он сократился сразу на 25%, в 2014 году он упал более чем на 40%. Вместе с тем по итогам 7 месяцев 2017 года взаимная торговля Казахстана с Украиной выросла на 31,4% и составила $853,2 млн.
Экспорт Казахстана в Украину по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличился на 40,9% и составил $562,4 млн за счет природного газа, угля, цинка. Импорт Казахстана из Украины вырос на 16,2% и составил $290,8 млн за счет фильтровального оборудования, теплообменников.
Основными товарами экспорта стали природный газ, каменный уголь, цинк, бурильные и проходческие машины, нефтепродукты, гербициды, фунгициды, медь рафинированная, ферросплавы.
Основными товарами импорта стали кондитерские изделия, фильтровальное оборудование, теплообменники, экстракт солодовый, лекарственные средства, пасты углеродистые для электродов, мясо КРС замороженное.
Вероятно, что после принятого Россией решения торговля между Казахстаном и Украиной еще больше оживится.
Трамп всему голова
Ведущий аналитик ГК «TeleTrade» Артем Авинов считает, что решение правительства России разрешить международные транзитные перевозки ряда товаров из Украины в Казахстан по территории России было продиктовано предстоящей на тот момент встречей Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки 16 июля.
Он предположил, что сейчас идет крупный торг между Россией и США по ряду вопросов мировой повестки дня, среди которых ситуация в Сирии, санкции против экономики России, ситуация в Украине, мировое предложение нефти странами ОПЕК+. В рамках встречи Россия сделала ряд уступок, среди которых открытие международных транзитных перевозок из Украины по территории России.
«Правомерно ли утверждение, что решение правительства России в 2015 году противоречило нормам ВТО и ЕАЭС, когда было наложено ограничение на транзит грузов? В полной мере так говорить некорректно, так как окончательная интеграция завершится только к 2025 году и только итоговый вариант интеграции предполагает открытость границ для товаров и граждан. Однако можно говорить, что решение России противоречило духу ЕАЭС, хотя и было ответом на действия правительства Украины», — заметил аналитик.
По его словам, принятое Москвой решение, безусловно, увеличит товаропоток между Украиной и Казахстаном, позволит снизить транспортные издержки для двух стран и положительно отразится на себестоимости импортируемых товаров для бизнеса. Россия также выиграет от данного решения, так как сможет получить дополнительные поступления в бюджет в виде налоговых отчислений с транспортных компаний, заметил он.
Кто мешал обратиться в ВТО?
Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев подчеркнул, что реальные отношения между странами, в отличие от декларируемых, определяются не столько документами, сколько реакцией на них самих контрагентов. Норма остается нормой, лишь пока ее соблюдают или хотя бы принуждают к соблюдению. Если указ президента РФ, которым были введены ограничения, и противоречит правилам ВТО, как считает Украина, то никто не может помешать ей подать жалобу в ВТО и добиться соответствующего решения. То же касается и норм ЕАЭС и реакции на ограничения членов этого союза. Почему никто из них, включая Казахстан, не протестовал за все это время, задается вопросом Калачев. При этом текст указа изначально допускал возможность снятия отдельных ограничений в случае обращения правительства РК или КР — этот пункт был добавлен в текст указа еще 1 июля 2016 года.
Несильно повлияло
Эксперт заметил, что вряд ли запрет определяющим образом сказался на торговых отношениях Украины и Казахстана.
«Действительно, экспорт товаров из Украины в Казахстан в 2016 году упал на 44%, притом что импорт из Казахстана вырос на 12%. Однако мы видим, что он падал уже и до этого указа — на 33,6% в 2015 году, на 49%, в полтора раза, в 2014 году, и даже в 2013 году, еще до начала украинских политических событий экспорт снизился на 14%, а импорт — на 54%», — заметил г-н Калачев.
По его словам, в этих цифрах сложно выделить отдельно влияние внутренних причин, падение цен на рынках или действие ограничений на транзит на объемы торговли между Украиной и Казахстаном. Аналитик считает, что ограничение транзита повлияло на торговый оборот в меньшей степени.