USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.19$
BTC
70225.20$
-621.400

Зачем Казахстану нужны китайские инвестиции

Стоит ли опасаться гегемонии Поднебесной в экономике?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Зачем Казахстану нужны китайские инвестиции- Kapital.kz

В Казахстане время от времени возникают фобии в отношении Китая. Новый пакет инвестиционных соглашений, заключенный между КНР и РК после недавнего саммита ШОС, вновь вызвал волну разговоров о рисках, которые несет чрезмерное доминирование Поднебесной в казахстанской экономике. О том, что вокруг Китая много мифов, вынужден был объясняться министр информации и коммуникации Даурен Абаев.

В эфире программы «Открытый диалог» Абаев рассказал, что, например, вопрос об отмене визового режима для граждан Китая никогда не поднимался и не обсуждался.

«Вместе с тем в отношении транзитных пассажиров — граждан Китая и Индии введен 72-часовой безвизовый режим. Казахстан — большая страна по протяженности, и, соответственно, мы должны зарабатывать на транзите как грузов, так и пассажиров. Если, к примеру, китайские граждане летят в Европу, в Россию через Казахстан, то это очень выгодно для нас. Но для транзитных пассажиров, которые пользуются услугами железнодорожного транспорта через Казахстан, одних суток недостаточно, как и для некоторых авиарейсов с большими интервалами пересадок, поэтому мы увеличиваем время пребывания транзитных пассажиров до трех суток», — сказал Абаев.

Он отметил, что все государственные органы, которые отвечают за безопасность, миграцию, регистрацию и порядок пребывания иностранных граждан, обладают всеми необходимыми инструментами для контроля всех иностранцев, в том числе граждан Китая.

«Это наличие синофобии, то есть китаефобии, уходящей корнями в историю. Этот фактор систематически используется производителями фейков, так как любая связанная с Китаем „страшилка“ сразу подхватывается казахстанскими пользователями и соцсетями. Второй фактор — это то, что в отличие от русского и даже английского языков, мало кто из наших граждан владеет китайским. Поэтому нам не всегда понятно, что на самом деле на видео происходит. Третий фактор — незнание Китая. Разница восприятия Китая теми, кто хотя бы один раз там побывал, и теми, кто не был, — огромная, поэтому большинство казахстанцев живет стереотипами. То, что китайцы рвутся в Казахстан, — это миф», — отметил Абаев.

Все-таки с чем связана синофобия в Казахстане, есть ли рациональные корни этих страхов и что дает взаимодействие казахстанской и китайской экономике. Об этом «Капитал.kz» поговорил со специалистом по современному Китаю, с преподавателем факультета международных отношений КазНУ Кайратом Бековым.

— В чем принципиальное различие инвестиций Китая в казахстанскую экономику от кредитов. Стоит ли опасаться гегемонии Поднебесной в экономике Казахстана?

— Китайские кредиты от инвестиций отличаются так же, как и в любой другой стране. Во-первых, кредитор не претендует на долю в бизнесе или проекте и заинтересован в первую очередь в получении дохода от выданного долга, если иное не оговорено в контракте.

С другой стороны, кредиты выдаются под определенный залог, так как кредитор заинтересован в своевременной уплате процентов с кредита, чем в прибыльности проекта и его права лучше защищены от рисков. Таким образом, с позиции Китая кредиты более выгодны, чем прямые инвестиции, если допустить, что кредиты выданы на разумных условиях и под не слишком обременительный залог.

Традиционной для Казахстана проблемой является непрозрачность инвестиционных и кредитных соглашений с КНР или же недостаток разъяснений со стороны правительства по этим соглашениям, что приводит к распространению страхов о растущей зависимости нашей страны от Китая. Также превалирование кредитов над инвестициями в отношениях между Казахстаном и Китаем объясняется тем, что экономика РК не является столь привлекательной для инвестирования, то есть реализация долгосрочных проектов и кредитование под государственные гарантии — это наиболее безопасный и эффективный способ привлечения капитала в страну.

Если сравнивать с кредитной и инвестиционной деятельностью компаний из других стран, то китайские не имеют принципиальных различий, потому что так же направлены на получение прибыли путем производства, транспортировки и реализации товаров, добычи и переработки ресурсов.

Возможно, единственным отличием, о котором, кстати, неоднократно говорилось, является готовность китайских компаний инвестировать не только в нефть и газ, но и в металлургию, а также другие отрасли казахстанской экономики. Это объясняется тем, что, во-первых, китайские компании пользуются значительной поддержкой государства. Во-вторых, благодаря этой поддержке и избытку мощностей и капитала компании из КНР могут или скорее вынуждены вкладываться в сферы со сравнительно низкой рентабельностью или высокими рисками.

К слову, вызывающие возмущение условия договоров с Китаем о том, что те или иные работы будут вестись на китайском оборудовании и с привлечением китайского персонала, объясняются тем, что в Казахстане попросту нет аналогичных машин, станков и специалистов. Как показывают уже реализуемые проекты, относительно доли китайского и отечественного персонала китайская сторона проявляет большую гибкость и охотно соглашается предоставлять рабочие места казахстанцам, насколько это возможно.

Рост китайской «доли» в национальной экономике не должен вызывать опасений, так как это является следствием роста самой китайской экономики и ее глобализации. Говорить же о некоем целенаправленном стремлении Поднебесной к подчинению казахстанской экономики не имеется достаточных оснований. Казахстан — далеко не единственная страна мира, куда активно вкладывается Китай. Если посмотреть на китайскую внешнеэкономическую активность, то окажется, что Казахстан далеко не самый крупный объект для инвестирования и кредитования. Говоря простым языком, рост китайского участия неизбежен, если наша страна непосредственно граничит со второй экономикой мира. Если же говорить о зависимости или взаимозависимости экономик, интеграции, то здесь Казахстан все еще гораздо теснее связан с российской экономикой. Это можно легко проследить по количеству совместных предприятий и объемам движения рабочей силы и товаров.

- Что вы думаете об идеи перенести 51 производство из Китая в Казахстан, почему-то этот проект стопорится. С чем можно связать задержку, кому это выгодно в первую очередь — Казахстану или Китаю?

— Согласно заявлениям высокопоставленных лиц с обеих сторон, перенос мощностей является взаимовыгодным, так как данная идея находится в русле индустриально-инновационной стратегии развития Казахстана и соответствует политике Китая по переносу избыточных в китайских условиях мощностей за пределы страны, в том числе ближе к рынкам сбыта или источникам сырья для них.

Опять же для оценки эффективности этой идеи не хватает детальной информации по каждому из проектов. Если говорить о том, что проект застопорился, то, возможно, есть корректировка по отдельным проектам в связи с изменениями в экономической конъюнктуре, влияющими на целесообразность переноса отдельных производственных мощностей. О чем, кстати, говорилось нашим министерством по инвестициям и развитию.

Также следует иметь в виду, что, несмотря на заявления о том, что на 2018−2019 годы придется пик реализации идеи о переносе мощностей в Казахстан, ее масштабность предполагает долгий срок исполнения, в ходе которого отдельные проекты могут пересматриваться и модифицироваться. В любом случае по итогам первого полугодия 2018 года пока рано давать какие-либо надежные оценки по темпам и эффективности реализации этой идеи.

— Как вы оцениваете интерес Китая в реализации проекта «Один пояс — один путь» и какую роль в нем он отводит Казахстану?

— По инициативе «Один пояс — один путь» уже сложился широкий спектр мнений. Но мне бы хотелось обратить внимание на то, что для Китая как второй экономики мира быстрый и безопасный доступ к рынкам сбыта и источникам сырья с каждым днем становится все более важной проблемой.

Во-первых, существующая транспортная инфраструктура с текущими темпами развития в будущем не сможет справиться с растущей международной торговлей Китая. Для полноценной реализации глобальных торговых интересов КНР нужна новая транспортно-логистическая система. Проблема заключается в том, что она включает в себя очень большое количество стран, которые как максимум должны иметь общие подходы и интересы в торговых перевозках и как минимум учитывать особые интересы Китая в вопросах торговли и транзита.

Во-вторых, основным путем мировой торговли является и в ближайшем будущем останется Мировой океан. В котором, как известно, доминируют США. Особенно это касается таких важных участков, как Южно-Китайское море, Малаккский пролив, Персидский залив, Ормузский пролив, Гибралтарский пролив, Суэцкий и Панамский каналы, которые контролируют союзники США либо непосредственно патрулирует флот Соединенных Штатов.

Таким образом, импорт сырья и экспорт продукции Китая оказывается в критической зависимости от отношения Америки к КНР как к врагу или партнеру. А военно-морской потенциал Китая вряд ли сможет сравниться с американским. Это касается не только количественных и качественных характеристик военно-морских сил, но и системы военно-политических союзов, то есть это та характеристика, по которой у Китая практически нет шансов сравняться с Америкой.

Поэтому для Китая, возможно, единственным способом ограниченной диверсификации торговых путей является развитие внутриконтинентальных и прибрежных коммуникаций. Доступ к Европе и Ближнему Востоку через страны Центральной Азии и Россию в этом контексте приобретает для Китая очень большое значение. Но здесь стоит иметь в виду, что железнодорожные перевозки могут иметь сравнительное преимущество по цене лишь для ограниченной группы товаров и в любом случае не смогут стать полноценной альтернативой для морских путей.

И тем не менее новые маршруты экспорта продукции и импорта сырья, новые рынки для капитала смогут оказать положительное влияние на экономические реформы в аспекте движения Китая за пределы своих границ. В контексте инициативы «Один пояс — один путь» Казахстан будет иметь значение в качестве одной из важнейших, но далеко не единственной транзитной страны. Это значит, что Казахстан получит возможность модернизировать свою транспортную систему при помощи китайских инвестиций и производственных мощностей и обретет выгоду в качестве транзитного государства.

— Казахстан в этом году начал экспорт своего газа в Китай. Как вы оцениваете перспективы поставок в КНР, насколько Пекин заинтересован в казахстанском газе?

— Экспорт казахстанского газа является одним из примеров взаимовыгодного сотрудничества между Казахстаном и Китаем. Среди положительных для Казахстана моментов можно выделить следующие: во-первых, диверсификация поставок, так как растущий Китай станет для Казахстана новым рынком сбыта, и вполне можно ожидать дальнейшего роста экспорта газа в эту страну. Во-вторых, новый рынок приведет к росту экспортных доходов, серьезно сократившихся с падением цен на нефть. В-третьих, казахстанская сторона отмечает, что строительство трубопровода в Китай позволило попутно решить проблемы с газификацией южных регионов страны.

Тем не менее стоит помнить, что Казахстан для Китая все равно останется не самым важным экспортером газа, и объемы экспорта останутся ограниченными в сравнении с такими масштабными проектами, как та же «Сила Сибири».

— Из Китая поступает много информации о притеснениях казахов, живущих в СУАР. Как вы считаете, может ли этот вопрос стать потенциальным поводом для серьезного разлада в отношениях? Как Казахстан должен действовать в этой ситуации, чтобы, с одной стороны, не осложнить отношения с Китаем, а с другой — отстоять позиции проживающих в Китае казахов?

— Вопрос о притеснениях этнических казахов в СУАР на данный момент является сильно политизированным в Казахстане, и среди населения распространяется информация о массовых репрессиях в отношении казахов — граждан КНР и даже граждан РК. В СМИ, соцсетях и мессенджерах имеется масса официально не подтвержденных данных о подобных случаях. Весьма характерным является то, что даже среди казахов — граждан КНР, работающих или обучающихся в Казахстане, то есть поддерживающих контакты с родными в Китае, нет единого мнения или четкой информации о происходящем там на самом деле.

Однако тот факт, что обеспокоенность о судьбе соотечественников была неоднократно озвучена официальными властями Казахстана, говорит о том, что определенная работа по прояснению данного вопроса и защите законных интересов соотечественников ведется.

В то же время следует всегда иметь в виду, что Китай является закрытым государством, в особенности это касается внутренних районов, имеющих проблемы с сепаратистскими и экстремистскими движениями. Поэтому получение объективной информации с другой стороны границы всегда будет затруднено.

В любом случае пока этот вопрос затрагивает граждан КНР казахской национальности, у Казахстана нет и не будет эффективных рычагов давления на китайскую сторону, так как Поднебесная крайне неодобрительно относится к любым действиям, которые может воспринять как вмешательство в свои внутренние дела. Поэтому единственным способом Казахстана оказать влияние на Китай по этому вопросу могут быть лишь переговоры и заинтересованность КНР в поддержании дружественных отношений с Казахстаном, но опять же в пределах, определенных Китаем.

— Какова общая оценка экономического взаимодействия Китая и Казахстана? В чем перспективы, где проблемные места?

— В целом экономическое взаимодействие Казахстана и Китая будет на фоне роста экономики Поднебесной. Это значит, что доля китайских товаров, капитала и рабочей силы будет расти, как и китайское влияние на экономику в целом. В свою очередь по мере развития экономического сотрудничества Китай будет открывать свой рынок для все большего числа отечественных экспортеров по тем статьям, в которых заинтересован Китай, например, сырье, сельскохозяйственная продукция. Делать же какие-либо прогнозы на среднесрочную и долгосрочную перспективу не представляется возможным, количество переменных слишком большое.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.