Казахстанско-китайские отношения в сфере сельского хозяйства впервые за долгие годы удостоились настоящего прорыва. Так, в самое ближайшее время будут окончательно сняты ветеринарные ограничения на экспорт в Китай нашей животноводческой продукции, а уже в этом году для нашего бизнеса станет возможным продавать в КНР живой скот. Удалось добиться разрешения и на вывоз в Поднебесную разного вида растениеводческой продукции. Более того, с китайскими инвесторами достигнуты конкретные договоренности о запуске в Казахстане новых проектов в сфере переработки мяса, шерсти, масличных культур и фруктов.
Между Сианем и Циндао
Во многом лед тронулся благодаря успешным переговорам, которые на прошлой неделе в китайском Сиане (провинция Шэньси) провел вице-премьер правительства — министр сельского хозяйства РК Умирзак Шукеев. В рамках своего рабочего визита в Китай заместитель председателя казахстанского правительства принял участие в международной конференции государств-членов ШОС по сотрудничеству в области профилактики, борьбы и мониторингу трансграничных эпизоотических заболеваний. Китайскую сторону на этой конференции представлял председатель Главного таможенного управления КНР Ни Йефэнь. С ним Умирзак Шукеев подписал протокол по фитосанитарным требованиям на рапсовый шрот, что позволит казахстанским маслоперерабатывающим предприятиям, помимо экспортируемой в настоящее время продукции в виде растительного масла, начать экспорт высокоэффективного корма для животных — рапсового шрота.
Сама по себе конференция в Сиане явилась предтечей к более масштабному мероприятию, которое пройдет в следующем месяце — саммиту ШОС в крупном китайском портовом городе Циндао. В нем от Казахстана примет участие уже глава государства Нурсултан Назарбаев.
Подписанные же в Сиане документы позволят в будущем ветеринарным службам стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества контактировать напрямую, плюс выработать единые стандарты и алгоритмы таможенного, фитосанитарного и карантинного контроля для ввозимой продовольственной продукции.
Отдельно Умирзак Шукеев провел переговоры с крупными корпорациями из провинции Шэньси, где когда-то брал свое начало Великий Шелковый путь, а теперь стартует новый инфраструктурный проект — Экономический пояс Шелкового пути.
Например, компания Yangling, специализирующаяся на строительстве теплиц и садов, организует сейчас опытное поле в Тургене Алматинской области. Эти же предприниматели изъявили желание построить на 20 гектарах, расположенных на базе НИИ зернового хозяйства имени Александра Бараева в Шортандинском районе Акмолинской области, опытное производство, где бы они могли в кооперации выращивать разные виды сельскохозяйственных культур.
Компания Shaanxi Golden Crown Farming уже завершает строительство в Туркестане Южно-Казахстанской области завода по переработке верблюжьего молока и производству на его основе лекарств от сахарного диабета.
Представители Shaanxi Food and Agriculture Group в эти дни ищут земельный участок под Алматы или Астаной под строительство крупной откормочной площадки. Она будет заточена на их мясокомбинат в Китае, емкостью переработки 40 тыс. тонн мяса говядины в год. Для сравнения: итальянская корпорация «Inalca», начинающая строить новый мясокомбинат в Алматинской области, выйдя на проектные мощности, сможет перерабатывать 30 тыс. тонн мяса говядины ежегодно.
«Представители этой китайской компании посетили Казахстан, ознакомилась с нашими планами, нашей национальной стратегией развития мясного животноводства. Они собираются построить на территории КНР большой мясокомбинат производственной мощностью 40 тыс. тонн, а на территории Казахстана совместно с нашими фермерами создать откормочную и карантинную площадку. Таким образом, они намерены начать экспорт живого скота из Казахстана для убоя. Это очень интересный проект, потому что в Китае работает безотходная технология: все животное перерабатывается без остатка — помимо мяса используются субпродукты и кожное сырье для дальнейшей переработки», — рассказала «Капитал.kz» вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева.
Эта же компания добивается увеличения квоты для экспорта казахстанской пшеницы на китайский рынок. В настоящее время существует квота на поставку 350 тыс. тонн нашей пшеницы в Китай. Мало того, Food and Agriculture Group готовы покупать казахстанское зерно и сверхквоты, то есть уплачивая все таможенные пошлины в полном объеме. Умирзак Шукеев пообещал провести переговоры с Главным таможенным управлением Китая о возможности увеличения квоты на поставку нашего зерна для китайских покупателей.
Инвесторы с передовыми технологиями
Компания Shaanxi Haisheng Fresh Fruit Juice планирует построить завод по глубокой переработке яблок в Казахстане, так как ее руководство осведомлено, что у нас принята новая программа по развитию яблоневых садов. К тому же за последние несколько лет в нашей республике построено множество интенсивных садов. Однако мы сильно проседаем в вопросе переработки. Между тем у этой сианьской компании имеются технологии по переработке яблок в различные виды косметики, в повидло, конфеты, мармелад, напитки и соки.
По словам представителя этой компании, они хотели зайти на казахстанский рынок уже давно, однако законодательные изменения, не позволяющие теперь иностранным гражданам арендовать земли сельхозназначения, поставили на их планах крест.
Умирзак Шукеев подтвердил им, что сегодня арендовать сельхозземли иностранцам в Казахстане нельзя, однако можно арендовать земли под строительство производственных мощностей или работать в тесной кооперации с казахстанскими предпринимателями. Поэтому он рекомендовал «фруктовому гиганту» из провинции Шэньси двигаться именно по такой траектории: строить в Казахстане завод по переработке яблок, а местные фермеры будут с удовольствием поставлять на него сырье.
В свою очередь владелец разветвленной сети ресторанов из Сианя, славящихся тем, что в них готовятся шашлыки на пару, обратился к главе нашего Минсельхоза с просьбой о содействии в открытии откормочной площадки в Казахстане, с которой бы он мог вывозить бычков на убой и поставлять на свои многочисленные кухни в провинции Шэньси.
Предварительные договоренности были достигнуты и с китайским инвестором, готовым закупать в Казахстане овечью шерсть для изготовления из нее ланолина — шерстяного воска, служащего основой для производства одежды. Для начала этой компании требуется 5 тыс. тонн овечьей шерсти из нашей страны, из которых она выработает 100 тонн продукции. Хотя продукт глубокой переработки казахстанской шерсти отправится на изготовление косметики и лекарственных препаратов.
«В настоящее время в Казахстане имеются проблемы с использованием шерсти, потому что мы не отправляем ее на глубокую переработку. Сейчас наблюдается тенденция: если раньше в мире 80% людей носили изделия из шерстяной пряжи, то теперь ее место заняла синтетика, а значит шерсть зачастую не востребована. И поэтому использование ее в таком виде как основы для производства ланолина — для дальнейшего производства косметических продуктов и медицинских товаров — это очень хорошая идея. И мы готовы совместно с китайскими партнерами проработать ее для инвестирования в строительство завода на территории нашей республики», — подчеркнула Гульмира Исаева.
Благополучно разрешились проблемы, возникшие в Казахстане у известной сианьской корпорации «Aiju», которая построила завод по производству рапсового, подсолнечного и сафлорового масла в Северо-Казахстанской области. Все чиновничьи препоны были устранены, и теперь местные фермеры поставляют для переработки на завод «Тайынша Май» семена рапса и подсолнечника, в то время как готовое масло реализуется в 200 магазинах на всей территории китайской провинции Шэньси.
«Мы посетили эти магазины и убедились, что продукция, выпускаемая этим заводом у нас под брендом „Сделано в Казахстане“ — без ГМО, качественная, экологически чистая продукция, пользуется очень большой популярностью в Китае. Она вызывает большое доверие со стороны китайских покупателей. Признание пришло, потому что мы провели необходимую работу по согласованию санитарно-карантинных требований и начался реальный экспорт. В Китай поставляется уже 4 вида масла — подсолнечное, рапсовое, сафлоровое и кунжутное. Таким образом, идея Экономического пояса Шелкового пути обретает свое практическое очертание», — прокомментировала Гульмира Исаева.