В Казахстане наблюдается медленный, но неуклонный рост стоимости сотовой связи для абонентов. По разным оценкам, за последние два года стоимость услуг на разных тарифах показала рост от 50 до 100%. Как раз в эти дни одна из компаний распространила смс-сообщение о грядущем росте цены на действующие тарифы в среднем на 200 тенге. В связи с этим «Капитал.kz» обратился к руководству телеком-компаний с вопросом: «Какой будет тарифная политика компании в ближайшие годы, планируются ли повышения тарифов и почему?»
Цены расти будут, но медленнее инфляции
Александр Комаров, главный исполнительный директор Beeline Казахстан, обращает внимание на «терпение» компании, которая в течение последних трех лет терпит серьезную диспропорцию между валютными инвестициями и отстающим от инфляции ростом цен на тарифы. «Инфляция в стране за последние 3 года составила 30% в тенге. Мы зарабатываем 95% всех доходов в тенге. Мобильный рынок только в этом году достигнет уровня 2014 года в тенге. Средний доход от одного абонента снижался в 2015 и 2016 годах и только в 2017-м дорос до уровня 2014 года. За это же время рост среднего чека упал на 7−8%, — рассуждает Александр Комаров. — Справедливости ради отмечу, чтосредний чек в 2017 году вырос на 6% по отношению к 2016 году. Но в трехлетней перспективе это все негативные возвраты в реальных деньгах для акционеров».
Александр Комаров
Второй аргумент, которым, как вы уже догадались, Александр Комаров готовит рынок к росту тарифов — темпы освоения клиентами объемов мобильного интернета на фоне стабильно падающей цены за 1 мб данных. «За последние 3 года потребление данных растет более чем на 100% в год. При этом средняя цена за 1 мб данных для абонента падает на 40% каждый год. И вся эта экономика в тенге, хотя все затраты и 90% инвестиций — в валюте, — говорит Александр Комаров. — Такая экономика выглядит крайне непривлекательно. Есть ли другие инструменты экономики, кроме как изменение розничных цен? Нет. Поэтому цена на пакет услуг будет расти. Я не знаю, какими темпами, это вопрос конкурентной стратегии каждого игрока. Иначе это уравнение не складывается».
По мнению Александра Комарова, самую большую тревогу у компании вызывают широко декларируемые планы повсеместного внедрения в стране нового формата связи — 5G. При этом он отмечает, что сам формат сертифицирован совсем недавно и практическое применение его остается туманным. А ожидаемые от 5G возможности при должной технической подготовке уже сейчас показывают и сети 4G. «Если мы еще несколько лет будем так двигаться, это движение в никуда. Все призывы вице-премьера Жумагалиева или министерства инвестировать в 5G — это все воздух. То есть просто не будет финансовой емкости, чтобы продолжать инвестировать, — говорит Александр Комаров. — Более того, новый формат очень дорогой и невероятно инвестиционноемкий. Потому что количество базовых станций вырастет в разы, количество подключенных устройств вырастет в разы. Будут ли расти цены на мобильную связь? Я очень надеюсь, что будут. И скорее всего они будут расти существенно ниже инфляции на рынке.То есть если инфляция 5−7%, рынок может вырасти на 3−4% в среднем чеке абонента».
Абонплата растет, но мобильный интернет не дорожает
Глава объединенной компании Tele2-Altel Роман Володин не рискует делать точные прогнозы. «Сложно прогнозировать тарифную политику на высоко-конкурентном телекоммуникационном рынке. Поэтому имеет смысл комментировать только текущую ситуацию, — говорит Роман Володин. — Сейчас происходит изменение абонентского поведения — мы видим все меньше желания потреблять голосовые сервисы и классические смс, но при этом растет его потребность в скоростном интернете. По этой причине мы регулярно производим необходимые изменения наших пакетных предложений — даем больше данных или меняем объем голосовых сервисов. Если брать в качестве критерия стоимость единицы мобильного интернета или голосовых минут, то она стабильна, либо, наоборот, снижается. Если брать размер абонентской платы, то с учетом роста объема пакетов и продолжающегося роста потребления (сейчас это более 6 Гб в месяц на 1 абонента), она растет».
Роман Володин
Роман Володин в очередной раз подтвердил, что компания продолжит придерживаться политики минимальных тарифов, возможных на рынке. Помимо этого компания предлагает клиенту самому определять наполнение тарифного плана в зависимости от денег или потребностей. «Не буду лишний раз напоминать, что стратегия Tele2 — это предложение самых низких цен на рынке. Стратегия остается неизменной. Хочу обратить внимание на другое. Сейчас мы немного меняем подход и даем абоненту возможность покупать только те сервисы, которыми он пользуется, и в тех объемах, которые им востребованы, — рассказал Роман Володин. — В частности, Altel первым запустил „Персональный тариф“ — тарифный конструктор, где абонент может составить себе пакет из нужного объема интернета, голосовых сервисов, смс и различного рода безлимитных сервисов. Это позволяет не переплачивать за невостребованные услуги, которые сейчас операторами продаются в пакетных предложениях».
Вместе с тем Роман Володин подчеркнул, что в Казахстане сейчас одни из самых низких цен на мобильную связь в мире и по-прежнему остро стоит проблема монетизации мобильного трафика и возврата инвестиций в строительство сети.
А вот какой ответ редакция получила из пресс-службы Kcell: «Наша компания постоянно совершенствует свою тарифную политику с фокусом на предоставление абонентам наиболее привлекательных и комфортных для них условий. Поэтому мы регулярно обновляем нашу линейку тарифных планов, а так же изменяем наполнение в уже существующих, учитывая при этом постоянно меняющиеся предпочтения наших абонентов и растущие потребности в услугах связи, в том числе, в больших объемах интернета. По большей части, такие изменения в тарифных планах касаются условий предоставления пакетного наполнения объема услуг, что чаще всего сопровождается изменением в их стоимости».