Деловой еженедельник «Капитал.kz» подготовил обзор основных событий топливного рынка Казахстана и попросил эксперта дать прогноз — сколько может стоить бензин в следующем году.
Год начался с роста цен
«Бензиновый год» начался с подорожания топлива в розничной продаже. В середине января некоторые АЗС подняли цены на литр АИ-92. В частности, сеть «Газпром нефть — Казахстан» — на 3 тенге, со 136 до 139, сеть Sinooil повысила цены до 137 тенге со 134 тенге в середине декабря предыдущего года. Вместе с тем другие сети сохранили декабрьские ценники. Так, на заправочных станциях Helios АИ-92 продавался по 135 тенге, «КазМунайГаз» продавал ходовую марку по 133 тенге, Royal Petrol — по 135 тенге за литр.
Тогда же эксперты давали по просьбе «Капитал.kz» прогноз стоимости бензина в 2017 году: литр ходовой марки, по их предположениям, мог подорожать в течение года до 150 тенге, также назывался коридор 146−151 тенге за литр.
В то же время в «ҚазМұнайГаз Өнімдері» «балансирующая цена» на бензин марки АИ-92 — 140−145 тенге за литр. В компании также пояснили, что подорожание на 3,5−4 тенге (до 137 тенге, как указали в компании) связано с изменением оптовых цен в начале января, что увеличило цену закупки в пересчете на литр. Также пояснялось, что сложившийся в начале года объем нефтепродуктов нехарактерно низок для января, когда традиционно в этом месяце происходило накопление остатков. Для восполнения остатков необходимо увеличивать импорт, стоимость которого тоже повышается в связи с ростом цен в России. Это также будет направлять тренд розничных цен до уровня 140−145 тенге за литр, отметили в «ҚазМұнайГаз Өнімдері».
Модернизацию ПНХЗ завершат в октябре
В феврале Канат Бозумбаев, министр энергетики РК, отчитался об объемах нефтепереработки в Казахстане. «В 2016 году объем переработки нефти составил 14,5 млн тонн, превысив плановый на 2,3%. План на 2017 год мы ставим таким же, 14,5 млн тонн. После модернизации наших трех отечественных нефтеперерабатывающих заводов объем переработки возрастет к 2019 году до 17,5 млн тонн. Увеличится производство светлых нефтепродуктов — бензина, дизтоплива, авиатоплива. Снизится производство мазута», — сказал министр. В 2017 году, по его словами, ожидается производство 3 млн тонн бензина, 4 млн тонн дизтоплива, 3 млн тонн мазута и около 300 тыс. тонн авиакеросина. При этом Канат Бозумбаев уточнил, что на финишной прямой находятся проекты модернизации и реконструкции трех нефтеперерабатывающих заводов.
В мае компания «КазМунайГаз — переработка и маркетинг» сообщала о том, что модернизация Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) завершится в октябре 2017 года, после чего вся выпускаемая продукция будет соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза.
Запрет на экспорт бензина могут снять
В августе глава профильного ведомства сообщил, что рассматривается возможность отмены запрета на экспорт светлых нефтепродуктов. Соглашение с Россией, согласно которому Казахстан не может экспортировать светлые нефтепродукты, действует до 1 января 2019 года. «Предполагаем, что если в ноябре два завода дадут продукцию, мы в декабре посмотрим и будем с января инициировать отмену этого соглашения. Мы предполагаем, что будем менять соглашение о запрете экспорта светлых нефтепродуктов», — сказал Канат Бозумбаев. Запрет связан с тем, что «мы беспошлинно привозили и привозим до сегодняшнего дня российский бензин и дизтопливо».
По словам министра, если избыток бензина и дизтоплива составит по 1,5−2 млн тонн, то можно будет закрыть внутренний рынок и «открыть какую-то часть экспорта, чтобы заводы могли работать и получать высокую доходность, поставляя на экспорт, чтобы возвращать займы, взятые на дорогостоящую модернизацию». Министр назвал «самые главные рынки для Казахстана» — это, по его мнению, Средняя Азия и Афганистан.
Дефицит как он был
В середине осени Казахстан потрясла сложная ситуация на топливном рынке: возник дефицит бензина.
Сообщения о том, что на определенных АЗС в регионах Казахстана не хватает автомобильного топлива, стали поступать в сентябре. «Действительно, в ряде регионов у нас нехватка на некоторых АЗС. Но при этом говорить о дефиците нельзя. Просто в сети АЗС была небольшая нехватка бензина. Из России бензин завозится. Мы работу со своими коллегами из Министерства энергетики РФ проводим, поэтому мы не ожидаем проблемных вопросов, связанных с нехваткой бензина», — прокомментировал тогда Магзум Мирзагалиев, вице-министр энергетики Казахстана.
Чуть позже министерство сообщило, что запасов АИ-92 осталось на полмесяца, то есть только до середины октября: их объем составляет 125 тыс. тонн, потребление — 350 тыс. тонн в месяц.
Минэнерго Казахстана направило обращения в Минэнерго России и крупным российским компаниям. «В целом нам удалось тенденцию выправить, и в сентябре мы 90 тыс. тонн бензина завезли. Но у нас был высокий уровень потребления — в августе до 330 тыс. тонн доходило потребление, хотя в среднем за девять месяцев у нас потребление составляет 275 тыс. тонн в месяц», — рассказал тогда ныне экс-вице-министр энергетики РК Асет Магауов.
В середине октября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев раскритиковал работу министерства энергетики из-за возникшего в стране дефицита топлива, сказав, что это результат «несвоевременного принятия мер со стороны правительства Казахстана и министерства энергетики по обеспечению рынка горюче-смазочными материалами». Также глава государства указал министру энергетики на низкую эффективность мер по стабилизации ситуации на рынке ГСМ и объявил ему выговор.
Неделей позже министр энергетики заявил, что ситуация с обеспечением внутреннего рынка бензином постепенно стабилизируется. На Шымкентском и Атырауском нефтеперерабатывающих заводах производство АИ-92 увеличилось до 35 тыс. тонн, на Шымкентском заводе максимальная загрузка повысилась с 380 тыс. до 490 тыс. тонн нефти. Проведены переговоры с Министерством энергетики России, а также с руководством компаний «Роснефть» и «Газпром-нефть». Получено подтверждение на отгрузку более 100 тыс. тонн АИ-92 с нефтеперерабатывающих заводов РФ.
Еще через несколько дней Бакытжан Джаксалиев, вице-министр энергетики РК, сообщил о том, что компания «КазМунайГаз» закупила необходимое количество бензина в России для стабилизации поставок.
В Казахстане может быть создан резерв топлива
В конце ноября Министерство энергетики РК предложило создать резерв ГСМ, этот вопрос отправлен на рассмотрение в правительство. «Мы сейчас прорабатываем в правительстве вопрос о создании некого резерва по дизельному топливу, бензину, авиакеросину на случай вот таких поломок и остановок НПЗ», — сообщил Канат Бозумбаев.
Ранее Минэнерго сообщило об отставании по срокам завершения модернизации и запуска необходимых установок для производства высокооктановых бензинов и дизельного топлива на ПНХЗ. При этом модернизация ПНХЗ должна была завершиться 26 октября, на АНПЗ — 16 сентября. Однако АО «НК «КазМунайГаз» перенесло сроки на первую половину декабря текущего года.
Комментарий эксперта
Камилла Манакова, аналитик в сфере нефти и газа
В 2017 году подорожание отечественного топлива было обусловлено несколькими факторами. Два из трех НПЗ — Атырауский и Павлодарский — были остановлены на ежегодный ремонт один за другим, без временных промежутков, что создало дефицит ГСМ на внутреннем рынке. В результате возникла необходимость увеличить импорт российского топлива, причем как раз в тот момент, когда на российском топливном рынке было сезонное подорожание. Также импорт российского бензина обошелся дороже из-за снижения курса тенге к рублю.
Подорожание бензина в следующем году продолжится. В 2018 году, как следует из Технического регламента ЕАЭС, топливный рынок Казахстана должен перейти на топливо экологических классов К-4 и К-5 — качество выше, соответственно, цена дороже. Кроме того, ожидаемое завершение модернизации казахстанских НПЗ, стоимость которой составляет $6 млрд, означает необходимость выплачивать кредиты на модернизацию, что также скажется на цене на топливо. В целом цена на АИ-92 в 2018 году может достигнуть 170−172 тенге за литр.
Что касается обеспеченности внутреннего рынка топливом, конечно, в 2018 году объем выпускаемых нефтепродуктов потенциально возрастет в связи с модернизацией перерабатывающих мощностей. Но, прежде чем отказаться от импорта ГСМ и начинать планируемый экспорт казахстанского топлива, необходимо решить вопрос загрузки НПЗ сырьем, из которого должна вырабатываться продукция. Таким образом, пока нет гарантий обеспеченности внутреннего рынка топливом и отказа от импортного топлива. На данный момент из ожиданий, связанных с модернизацией заводов, наиболее реалистичным представляется отсутствие сезонного дефицита и подорожания ГСМ, поскольку отечественные НПЗ теперь должны останавливаться на капитальный ремонт раз в три года, а не ежегодно.