USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96071.20$
-1008.300

Что происходило на рынке автомобильного топлива в 2017 году

Сколько может стоить бензин в 2018 году?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Что происходило на рынке автомобильного топлива в 2017 году- Kapital.kz

Деловой еженедельник «Капитал.kz» подготовил обзор основных событий топливного рынка Казахстана и попросил эксперта дать прогноз — сколько может стоить бензин в следующем году.

Год начался с роста цен

«Бензиновый год» начался с подорожания топлива в розничной продаже. В середине января некоторые АЗС подняли цены на литр АИ-92. В частности, сеть «Газпром нефть — Казахстан» — на 3 тенге, со 136 до 139, сеть Sinooil повысила цены до 137 тенге со 134 тенге в середине декабря предыдущего года. Вместе с тем другие сети сохранили декабрьские ценники. Так, на заправочных станциях Helios АИ-92 продавался по 135 тенге, «КазМунайГаз» продавал ходовую марку по 133 тенге, Royal Petrol — по 135 тенге за литр.

Тогда же эксперты давали по просьбе «Капитал.kz» прогноз стоимости бензина в 2017 году: литр ходовой марки, по их предположениям, мог подорожать в течение года до 150 тенге, также назывался коридор 146−151 тенге за литр.

В то же время в «ҚазМұнайГаз Өнімдері» «балансирующая цена» на бензин марки АИ-92 — 140−145 тенге за литр. В компании также пояснили, что подорожание на 3,5−4 тенге (до 137 тенге, как указали в компании) связано с изменением оптовых цен в начале января, что увеличило цену закупки в пересчете на литр. Также пояснялось, что сложившийся в начале года объем нефтепродуктов нехарактерно низок для января, когда традиционно в этом месяце происходило накопление остатков. Для восполнения остатков необходимо увеличивать импорт, стоимость которого тоже повышается в связи с ростом цен в России. Это также будет направлять тренд розничных цен до уровня 140−145 тенге за литр, отметили в «ҚазМұнайГаз Өнімдері».

Модернизацию ПНХЗ завершат в октябре

В феврале Канат Бозумбаев, министр энергетики РК, отчитался об объемах нефтепереработки в Казахстане. «В 2016 году объем переработки нефти составил 14,5 млн тонн, превысив плановый на 2,3%. План на 2017 год мы ставим таким же, 14,5 млн тонн. После модернизации наших трех отечественных нефтеперерабатывающих заводов объем переработки возрастет к 2019 году до 17,5 млн тонн. Увеличится производство светлых нефтепродуктов — бензина, дизтоплива, авиатоплива. Снизится производство мазута», — сказал министр. В 2017 году, по его словами, ожидается производство 3 млн тонн бензина, 4 млн тонн дизтоплива, 3 млн тонн мазута и около 300 тыс. тонн авиакеросина. При этом Канат Бозумбаев уточнил, что на финишной прямой находятся проекты модернизации и реконструкции трех нефтеперерабатывающих заводов.

В мае компания «КазМунайГаз — переработка и маркетинг» сообщала о том, что модернизация Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) завершится в октябре 2017 года, после чего вся выпускаемая продукция будет соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза.

Запрет на экспорт бензина могут снять

В августе глава профильного ведомства сообщил, что рассматривается возможность отмены запрета на экспорт светлых нефтепродуктов. Соглашение с Россией, согласно которому Казахстан не может экспортировать светлые нефтепродукты, действует до 1 января 2019 года. «Предполагаем, что если в ноябре два завода дадут продукцию, мы в декабре посмотрим и будем с января инициировать отмену этого соглашения. Мы предполагаем, что будем менять соглашение о запрете экспорта светлых нефтепродуктов», — сказал Канат Бозумбаев. Запрет связан с тем, что «мы беспошлинно привозили и привозим до сегодняшнего дня российский бензин и дизтопливо».

По словам министра, если избыток бензина и дизтоплива составит по 1,5−2 млн тонн, то можно будет закрыть внутренний рынок и «открыть какую-то часть экспорта, чтобы заводы могли работать и получать высокую доходность, поставляя на экспорт, чтобы возвращать займы, взятые на дорогостоящую модернизацию». Министр назвал «самые главные рынки для Казахстана» — это, по его мнению, Средняя Азия и Афганистан.

Дефицит как он был

В середине осени Казахстан потрясла сложная ситуация на топливном рынке: возник дефицит бензина.

Сообщения о том, что на определенных АЗС в регионах Казахстана не хватает автомобильного топлива, стали поступать в сентябре. «Действительно, в ряде регионов у нас нехватка на некоторых АЗС. Но при этом говорить о дефиците нельзя. Просто в сети АЗС была небольшая нехватка бензина. Из России бензин завозится. Мы работу со своими коллегами из Министерства энергетики РФ проводим, поэтому мы не ожидаем проблемных вопросов, связанных с нехваткой бензина», — прокомментировал тогда Магзум Мирзагалиев, вице-министр энергетики Казахстана.

Чуть позже министерство сообщило, что запасов АИ-92 осталось на полмесяца, то есть только до середины октября: их объем составляет 125 тыс. тонн, потребление — 350 тыс. тонн в месяц.

Минэнерго Казахстана направило обращения в Минэнерго России и крупным российским компаниям. «В целом нам удалось тенденцию выправить, и в сентябре мы 90 тыс. тонн бензина завезли. Но у нас был высокий уровень потребления — в августе до 330 тыс. тонн доходило потребление, хотя в среднем за девять месяцев у нас потребление составляет 275 тыс. тонн в месяц», — рассказал тогда ныне экс-вице-министр энергетики РК Асет Магауов.

В середине октября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев раскритиковал работу министерства энергетики из-за возникшего в стране дефицита топлива, сказав, что это результат «несвоевременного принятия мер со стороны правительства Казахстана и министерства энергетики по обеспечению рынка горюче-смазочными материалами». Также глава государства указал министру энергетики на низкую эффективность мер по стабилизации ситуации на рынке ГСМ и объявил ему выговор.

Неделей позже министр энергетики заявил, что ситуация с обеспечением внутреннего рынка бензином постепенно стабилизируется. На Шымкентском и Атырауском нефтеперерабатывающих заводах производство АИ-92 увеличилось до 35 тыс. тонн, на Шымкентском заводе максимальная загрузка повысилась с 380 тыс. до 490 тыс. тонн нефти. Проведены переговоры с Министерством энергетики России, а также с руководством компаний «Роснефть» и «Газпром-нефть». Получено подтверждение на отгрузку более 100 тыс. тонн АИ-92 с нефтеперерабатывающих заводов РФ.

Еще через несколько дней Бакытжан Джаксалиев, вице-министр энергетики РК, сообщил о том, что компания «КазМунайГаз» закупила необходимое количество бензина в России для стабилизации поставок.

В Казахстане может быть создан резерв топлива

В конце ноября Министерство энергетики РК предложило создать резерв ГСМ, этот вопрос отправлен на рассмотрение в правительство. «Мы сейчас прорабатываем в правительстве вопрос о создании некого резерва по дизельному топливу, бензину, авиакеросину на случай вот таких поломок и остановок НПЗ», — сообщил Канат Бозумбаев.

Ранее Минэнерго сообщило об отставании по срокам завершения модернизации и запуска необходимых установок для производства высокооктановых бензинов и дизельного топлива на ПНХЗ. При этом модернизация ПНХЗ должна была завершиться 26 октября, на АНПЗ — 16 сентября. Однако АО «НК «КазМунайГаз» перенесло сроки на первую половину декабря текущего года.

Комментарий эксперта

Камилла Манакова, аналитик в сфере нефти и газа

В 2017 году подорожание отечественного топлива было обусловлено несколькими факторами. Два из трех НПЗ — Атырауский и Павлодарский — были остановлены на ежегодный ремонт один за другим, без временных промежутков, что создало дефицит ГСМ на внутреннем рынке. В результате возникла необходимость увеличить импорт российского топлива, причем как раз в тот момент, когда на российском топливном рынке было сезонное подорожание. Также импорт российского бензина обошелся дороже из-за снижения курса тенге к рублю.

Подорожание бензина в следующем году продолжится. В 2018 году, как следует из Технического регламента ЕАЭС, топливный рынок Казахстана должен перейти на топливо экологических классов К-4 и К-5 — качество выше, соответственно, цена дороже. Кроме того, ожидаемое завершение модернизации казахстанских НПЗ, стоимость которой составляет $6 млрд, означает необходимость выплачивать кредиты на модернизацию, что также скажется на цене на топливо. В целом цена на АИ-92 в 2018 году может достигнуть 170−172 тенге за литр.

Что касается обеспеченности внутреннего рынка топливом, конечно, в 2018 году объем выпускаемых нефтепродуктов потенциально возрастет в связи с модернизацией перерабатывающих мощностей. Но, прежде чем отказаться от импорта ГСМ и начинать планируемый экспорт казахстанского топлива, необходимо решить вопрос загрузки НПЗ сырьем, из которого должна вырабатываться продукция. Таким образом, пока нет гарантий обеспеченности внутреннего рынка топливом и отказа от импортного топлива. На данный момент из ожиданий, связанных с модернизацией заводов, наиболее реалистичным представляется отсутствие сезонного дефицита и подорожания ГСМ, поскольку отечественные НПЗ теперь должны останавливаться на капитальный ремонт раз в три года, а не ежегодно.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.