Кыргызстан в 1000% занижает таможенную стоимость товаров по сравнению с странами-партнерами по ЕАЭС, а также допускает серые схемы ввоза товаров. Об этом сегодня на брифинге в Службе центральных коммуникаций рассказал председатель Комитета государственных доходов (КГД) Минфина Ардак Тенгебаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По данным таможенной статистики, за 2016 год импорт товаров из Китая в Кыргызстан составил 1,5 млрд долларов, увеличившись по сравнению с 2015 годом практически на 42%. При этом транзит товаров перемещаемых через территорию Казахстана в Кыргызстан увеличился на 67%.
«Нами был произведен анализ такого резкого увеличения импорта в Кыргызстан, в результате чего установлено, что таможенная стоимость в Кыргызской Республике значительно занижена по сравнению с нашей страной в два и более раза. Есть отдельные случаи, когда стоимость товаров составляет разницу в 1000 %. К примеру, таможенная стоимость одной мужской рубашки в Казахстане составляет 5,45 доллара, а в Кыргызстане — 0,44 доллара за одну штуку. Разница в 5,8 раз. Таможенная стоимость одной пары женских сапог в Казахстане равна 28,85 доллара, а в Кыргызстане — 2,74 доллара. Занижение в 10,5 раз. Мы это связываем с более жестким администрированием таможенной стоимости товаров в нашей республике и недостаточным контролем за достоверностью декларирования и таможенной стоимости товаров со стороны таможенных органов Кыргызской Республики», — прокомментировал Ардак Тенгебаев.
Он отметил, что для определения причин таких значительных расхождений нашими представителями неоднократно поднимался вопрос на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Более того, казахстанская сторона не раз уведомляла кыргызских коллег принять срочные меры для исправления ситуации. Учитывая, что ситуация не менялась, в прошлом году Комитет госдоходов предпринял конкретные меры по усилению таможенного контроля в тех случаях, когда срабатывала система управления рисками.
«Когда система управления рисками сработала, мы установили более 20 нарушений таможенного законодательства при оформлении транзитных грузов из КНР в Кыргызстан через территорию нашей страны. Как результат, сразу же произошло значительное сокращение транзита автомобильным транспортом, однако произошел переток в сторону железнодорожного транспорта. Проведенный мониторинг показал, что в течение трех лет серьезным образом изменилась структура импорта китайских товаров в Кыргызскую Республику. В 2015 году доля импорта товаров народного потребления, по которой всегда идет занижение стоимости, составляла 28% в общем объеме импорта в Кыргызстан. Однако в 2016 и 2017 годах анализ показал, что эта цифра поднялась до 44%. Теперь чуть меньше половины ввозимого товара в Кыргызстан из Китая составляют товары народного потребления», — сообщил Ардак Тенгебаев.
Например, по товарной субпозиции «Прочая спортивная обувь» импорт в Кыргызстан из Китая в 2016 году составил 10 тыс. 164 тонны. Тогда как по этой же позиции в Россию импорт из Китая был равен всего 180 тонн. То есть разница вышла в 56 раз.
«Хотелось бы привести еще один вопиющий факт по товарной группе „Предметы одежды“. За 2016 год импорт в Кыргызстан составил 7 тыс. 710 тонн, а в Российскую Федерацию он был равен всего 4 тыс. 260 тонн, что меньше на 80%. Но вы же понимаете, что российский рынок — это более 144 млн, а Кыргызстан — это 6 млн человек. Все эти факты свидетельствуют о том, что бюджеты стран Евразийского экономического союза недополучают доходы в виде распределяемой таможенной пошлины», — признался Ардак Тенгебаев.
Он подчеркнул, что учитывая возможности, которые дает Казахстану запущенная с 1 октября информационная система «Астана 1», Комитетом госдоходов проводятся контрольные мероприятия. Комитет госдоходов Минфина занимается выявлением не только фактов занижения таможенной стоимости, но и пресекает ввоз товаров контрабандным путем, то есть вообще не указанных в документах.
«Так, за несколько дней работы „Астана 1“ треть досмотренных на казахстанско-китайской границе транспортных средств, которые везли транзитом товары через Казахстан в Кыргызстан, везли недостоверно задекларированные товары. Кроме того, нами осуществлен анализ ввозимых товаров из Кыргызстана в Казахстан. Результаты показали, что часть товаропотока не нашла отражения в налоговой отчетности. Как вы знаете, у нас когда ввозится товар с Кыргызстана, учитывая что эта страна входит в ЕАЭС, они таможенный контроль не проходят, но платят косвенные налоги в соответствии с договором. И вот мы взяли данные с деклараций, которые были представлены нашими налогоплательщиками и увидели, что часть товаропотока не находит своего отражения», — подчеркнул председатель Комитета госдоходов.
По оценкам таможенников, за 2017 год стоимость незадекларированных товаров составила порядка 49 млрд тенге, НДС тоже не был доплачен в бюджет Казахстана, а это свыше 5 млрд тенге. В связи с этим в настоящее время органами госдоходов осуществляется налоговый контроль товаров ввозимых с Кыргызстана.
«Результаты контроля показали, что по каждой 4 машине, которая въезжает с территории Кыргызстана к нам, выявляются грубые нарушения законодательства. На сегодня выявлено 29 случаев перемещения товаров без товарно-транспортных накладных, также зарегистрировано три уголовных дела — они касаются фактов незаконного обращения наркотиков. И одно уголовное дело было возбуждено по факту подделки документов», — заявил Ардак Тенгебаев.