В столицу завезли 10 тыс. тонн угля. Об этом стало известно в ходе инспекции железнодорожных тупиков акиматом Астаны. По информации чиновников, только за последние три дня в город пришло 150 вагонов, груженных углем, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Постепенно ситуация в городе стабилизируется, дефицит угля снижается, ажиотаж сходит на нет», — заявил руководитель отдела развития промышленности Управления предпринимательства и промышленности города Астаны Азамат Рашитов.
Как пояснил представитель акимата, ажиотаж возник в связи с ранним похолоданием, а на дефицит твердого топлива повлияла недостача шубаркульского угля, который пользуется особой популярностью из-за своих характеристик и недорогой цены.
«Акиматом достигнута договоренность совместно с нацкомпанией „Казахстан Темир Жолы“ в качестве железнодорожного перевозчика и группой компаний ERG в качестве владельца и производителя шубаркульского угля об увеличении поставок для столицы. Если брать по последним данным, то за последние 3 дня у нас поступило 150 вагонов угля с Шубаркульского разреза, то есть 10 тыс. тонн. Также по такой же схеме у нас была достигнута договоренность по поставке угля марки Каражыра. Благодаря этим поставкам нам удалось снизить цену с 14 500 тенге за тонну до 11 500 тенге за тонну по углю с месторождения Шубаркуль», — рассказал Азамат Рашитов.
Представитель столичной администрации сообщил, что два раза в день акимат Астаны проводит мониторинг ситуации по поставкам, ценам и остаткам угля. Также ведется тесная работа со столичными станциями или так называемыми железнодорожными тупиками — в частности, со «Станцией 40-я» и железнодорожным тупиком в районе улиц Абая-Жубанова.
«Мы сверяем данные и доводим их до населения. У нас действует „горячая линия“ — мои контакты указаны в ней. Мне ежедневно звонят по 50−70 человек. Я навожу их на соответствующие тупики, чтобы они заранее и заблаговременно знали, куда можно обратиться и по какой цене можно приобрести уголь. Акимат держит ситуацию на контроле, проводит рейдовые мероприятия, стараясь противодействовать перекупщикам», — заверил Азамат Рашитов.
Говоря о месторождении Каражыра, которое находится на территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона в Восточно-Казахстанской области, глава отдела развития промышленности акимата Астаны пояснил, что с ВКО уголь поступает в столицу ежедневно.
«Каждый день в Астану заходит по 20, 25 или 30 вагонов с углем с месторождения Каражыра. Он дополняет поставки шубаркульского угля и, таким образом, эти меры ведут к сглаживанию дефицита на рынке и снятию ажиотажа у населения. Что касается цен, то по Шубаркулю стоимость угля составляет 11 500 тенге за тонну без учета транспорта, Каражыра стоит 14 тыс. тенге за одну тонну, угольный разрез „Богатырь“ в Экибастузе Павлодарской области дает нам уголь стоимостью 7 500 тыс. тенге, Майкубенский угольный разрез в Пввлодарской области предоставляет уголь по цене в 10 500 тенге за тонну. По такой цене уголь поступает в Астану с разрезов, по ней реализуют его владельцы тупиков», — разъяснил ситуацию с отпускными ценами Азамат Рашитов.
В то же время представитель столичного акимата посетовал на то, что выявлять так называемых перекупщиков непросто. И в этом деле, как никогда, необходима поддержка жителей города.
«Перед нами стоит очередь из грузовых машин, которые приехали закупить уголь в большом количестве. Мы не можем знать, кто из них перекупщик, кто приехал закупить уголь для своих нужд, кто честный предприниматель. Даже перекупщики говорят, что они берут только для себя, а уже потом реализуют товар по завышенным ценам. Поэтому люди должны сообщать улицы, адреса, звонить на „горячую линию“ акимата. Безусловно, рыночная экономика диктует свои цены, исходя из того по какой предприниматель купил уголь изначально. Но по антимонопольному законодательству, если будут выявлены факты того, что предприниматель манипулирует ценами, завышает в несколько раз, он будет оштрафован. Например, я могу сказать, что шубаркульский уголь у нас приобретают за 11 500 тенге на тупиках, а перекупщики продают его за 16−18 тыс. тенге», — объяснил Азамат Рашитов.
Он уточнил, что в случае выявления подобных фактов, акимат Астаны сообщает информацию в антимонопольный орган и местную полицейскую службу.
В свою очередь, заместитель директора компании-поставщика угля с разреза Каражыра Алмаз Есмурзин сообщил, что только что на тупик в районе улиц Абая и Жубанова пришло 5 вагонов угля или 350 тонн. Он пояснил, что в столице покупают в основном уголь марки Шубаркуль и Каражыра, однако последний в силу более долгого логистического плеча, выходит для конечного потребителя дороже — до 14 500 тенге за тонну.