USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.83$
+0.050
BTC
104664.00$
-1323.000

Как решить проблему дефицита бензина

Kapital.kz выяснил это у экспертов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как решить проблему дефицита бензина- Kapital.kz

«Из-за чего возникла нехватка бензина и выросли цены на топливо в Казахстане?» — этот вопрос не сходит с повестки дня в последние полторы недели. Во вторник, 10 октября, Канат Бозумбаев, министр энергетики РК, объяснил увеличение цены ростом импорта АИ-92 из России. Летом, сказал министр, поставки снизились из-за роста цены на границе с $517 до $573 за тонну, притом что курс доллара изменился с 314 до 340 тенге. Объемы поставок сократились с 90 тыс. тонн до 35−30 тыс. тонн.

На прошлой неделе Министерство энергетики РК сообщило о том, что совместно с Министерством национальной экономики РК и Комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей выработало единую позицию для стимулирования импорта ГСМ в октябре. Комитет при осуществлении контроля над соблюдением законодательства будет учитывать закупочные цены на ГСМ, в том числе на импортированные нефтепродукты, в качестве обстоятельства, в равной мере влияющего на субъекты рынка реализации данного ГСМ. Ожидается, что это стимулирует участников рынка импортировать АИ-92.

Эксперты прокомментировали для делового еженедельника «Капитал.kz», решит ли эта мера проблему нехватки топлива на казахстанском рынке.

Проблема в полной бесконтрольности

Называется несколько причин, по которым возник дефицит и выросла стоимость топлива — в том числе связанных с поставками. «В этом случае удивляет следующее. У Казахстана есть с Россией соглашение на поставку определенного объема топлива на рынок Казахстана — более миллиона тонн АИ-92 в течение года. При нормальной деятельности этот договор должен выполняться порциями — поквартально, помесячно. А у нас получается, что каждый раз, как только возникает нехватка бензина, говорят, что оттуда-то не отгружено, запасов осталось на столько-то. Кто должен за этим следить?» — говорит Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК, д.э.н., профессор.

Он считает, что нельзя «бесконечно будоражить потребителя» — и население, и промышленность. «Каждый раз задаешься вопросом, а вообще кто-нибудь контролирует тех монополистов, которые обязаны ввозить топливо внутрь страны. Это первое. Второй момент, который может выглядеть как реальная причина, — сговор распространителей топлива. Вполне возможно, где-то хранятся определенные объемы, компании ждут ажиотажа и потом по реакции рынка говорят: поскольку топлива нет, мы повышаем цены, потому что можем каким-то образом получить бензин из каких-то источников», — называет одну из возможных причин собеседник.

«Полная бесконтрольность» — это, по его мнению, корень проблем с бензином в Казахстане. «Как только заводы ставят на плановый ремонт, через некоторое время наблюдается дефицит. Однако на период проведения планового ремонта завод должен сделать запас топлива, который должен поступить на рынок и закрыть возникающий пробел. То есть дефицита быть не должно. И в этом вопрос — почему. Либо запас не делают, либо скрывают и в нужный момент по более высокой цене отпускают», — комментирует эксперт.

Все проблемы можно решить, если усилить контроль над всеми звеньями. «В свое время было предложение создать топливную биржу. Завод напрямую с ней связан, биржа напрямую реализует топливо. И никаких промежуточных звеньев. Об этом говорится с 1991 года. И вопрос так и не решается», — говорит собеседник.

Может ли больше российского бензина поставляться на рынок? «Не больше, чем прописано в контракте. Если сверх того, то российская сторона может увеличить цену на свой бензин, и тогда закономерно стоимость топлива на казахстанском рынке может увеличиться еще раз», — считает эксперт.

Есть ли у российской стороны чисто физически лишние объемы? «Лишних объемов сейчас ни у кого нет», — отвечает на этот вопрос Олег Егоров. Он подчеркивает: «Могут выделить какие-то объемы по более высокой цене в рамках товарооборота дружественных стран. Но опять же по более высокой цене».

Говоря о росте цен на АИ-92, эксперт отмечает, что стоимость вполне может составить 155−157 тенге за литр. Высказывая предположение о том, какое обстоятельство еще могло повлиять на рост, он называет следующее: «Отпускающие топливо организации должны установить приборы учета, а они стоят очень дорого — более 1 млн тенге за счетчик. Возможно, это также подталкивает к увеличению стоимости литра бензина».

Производство не увеличивается — цены растут

Отвечая на вопрос, нет ли в этом угрозы увеличения на и без того импортозависимом казахстанском рынке доли российского бензина, Сергей Смирнов, эксперт в нефтегазовой сфере, говорит, что, скорее всего, это разовая мера, поскольку возникший дефицит связан в основном с остановкой Павлодарского нефтехимического завода на плановый ремонт. «Но в то же время мера носит систематический характер: из года в год ситуация с нехваткой топлива повторяется — осенью и весной», — говорит спикер.

По его словам, когда отказались от регулирования розничных цен на нефтепродукты, власти заявляли, что это позволит включить рыночные механизмы и насытит внутренний рынок топливом. «По факту мы видим, что ничего не дает эффекта — ни ставка на регулирование розничных цен, ни ставка на запуск рыночных механизмов», — констатирует аналитик.

Проблему дефицита, продолжает он, можно решать двумя способами — либо увеличивать стоимость топлива, либо увеличивать производство. «По факту у нас производство не растет. Соответственно, включается другой механизм, используемый в последние годы, — повышение цен на нефтепродукты», — говорит Сергей Смирнов.

Насколько может увеличиться стоимость ходовой марки на этот раз, по мнению эксперта, сложно предугадать. «Учитывая то, как поднялась цена за последние полтора месяца. — 143 в начале сентября и сейчас — 152−153 тенге за литр. Такого резкого скачка я не припомню», — комментирует эксперт.

Отметим, что на 18.00 среды, 11 октября, на крупных автозаправочных сетях АИ-92 стоит 152−153 тенге за литр.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.