«Из-за чего возникла нехватка бензина и выросли цены на топливо в Казахстане?» — этот вопрос не сходит с повестки дня в последние полторы недели. Во вторник, 10 октября, Канат Бозумбаев, министр энергетики РК, объяснил увеличение цены ростом импорта АИ-92 из России. Летом, сказал министр, поставки снизились из-за роста цены на границе с $517 до $573 за тонну, притом что курс доллара изменился с 314 до 340 тенге. Объемы поставок сократились с 90 тыс. тонн до 35−30 тыс. тонн.
На прошлой неделе Министерство энергетики РК сообщило о том, что совместно с Министерством национальной экономики РК и Комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей выработало единую позицию для стимулирования импорта ГСМ в октябре. Комитет при осуществлении контроля над соблюдением законодательства будет учитывать закупочные цены на ГСМ, в том числе на импортированные нефтепродукты, в качестве обстоятельства, в равной мере влияющего на субъекты рынка реализации данного ГСМ. Ожидается, что это стимулирует участников рынка импортировать АИ-92.
Эксперты прокомментировали для делового еженедельника «Капитал.kz», решит ли эта мера проблему нехватки топлива на казахстанском рынке.
Проблема в полной бесконтрольности
Называется несколько причин, по которым возник дефицит и выросла стоимость топлива — в том числе связанных с поставками. «В этом случае удивляет следующее. У Казахстана есть с Россией соглашение на поставку определенного объема топлива на рынок Казахстана — более миллиона тонн АИ-92 в течение года. При нормальной деятельности этот договор должен выполняться порциями — поквартально, помесячно. А у нас получается, что каждый раз, как только возникает нехватка бензина, говорят, что оттуда-то не отгружено, запасов осталось на столько-то. Кто должен за этим следить?» — говорит Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК, д.э.н., профессор.
Он считает, что нельзя «бесконечно будоражить потребителя» — и население, и промышленность. «Каждый раз задаешься вопросом, а вообще кто-нибудь контролирует тех монополистов, которые обязаны ввозить топливо внутрь страны. Это первое. Второй момент, который может выглядеть как реальная причина, — сговор распространителей топлива. Вполне возможно, где-то хранятся определенные объемы, компании ждут ажиотажа и потом по реакции рынка говорят: поскольку топлива нет, мы повышаем цены, потому что можем каким-то образом получить бензин из каких-то источников», — называет одну из возможных причин собеседник.
«Полная бесконтрольность» — это, по его мнению, корень проблем с бензином в Казахстане. «Как только заводы ставят на плановый ремонт, через некоторое время наблюдается дефицит. Однако на период проведения планового ремонта завод должен сделать запас топлива, который должен поступить на рынок и закрыть возникающий пробел. То есть дефицита быть не должно. И в этом вопрос — почему. Либо запас не делают, либо скрывают и в нужный момент по более высокой цене отпускают», — комментирует эксперт.
Все проблемы можно решить, если усилить контроль над всеми звеньями. «В свое время было предложение создать топливную биржу. Завод напрямую с ней связан, биржа напрямую реализует топливо. И никаких промежуточных звеньев. Об этом говорится с 1991 года. И вопрос так и не решается», — говорит собеседник.
Может ли больше российского бензина поставляться на рынок? «Не больше, чем прописано в контракте. Если сверх того, то российская сторона может увеличить цену на свой бензин, и тогда закономерно стоимость топлива на казахстанском рынке может увеличиться еще раз», — считает эксперт.
Есть ли у российской стороны чисто физически лишние объемы? «Лишних объемов сейчас ни у кого нет», — отвечает на этот вопрос Олег Егоров. Он подчеркивает: «Могут выделить какие-то объемы по более высокой цене в рамках товарооборота дружественных стран. Но опять же по более высокой цене».
Говоря о росте цен на АИ-92, эксперт отмечает, что стоимость вполне может составить 155−157 тенге за литр. Высказывая предположение о том, какое обстоятельство еще могло повлиять на рост, он называет следующее: «Отпускающие топливо организации должны установить приборы учета, а они стоят очень дорого — более 1 млн тенге за счетчик. Возможно, это также подталкивает к увеличению стоимости литра бензина».
Производство не увеличивается — цены растут
Отвечая на вопрос, нет ли в этом угрозы увеличения на и без того импортозависимом казахстанском рынке доли российского бензина, Сергей Смирнов, эксперт в нефтегазовой сфере, говорит, что, скорее всего, это разовая мера, поскольку возникший дефицит связан в основном с остановкой Павлодарского нефтехимического завода на плановый ремонт. «Но в то же время мера носит систематический характер: из года в год ситуация с нехваткой топлива повторяется — осенью и весной», — говорит спикер.
По его словам, когда отказались от регулирования розничных цен на нефтепродукты, власти заявляли, что это позволит включить рыночные механизмы и насытит внутренний рынок топливом. «По факту мы видим, что ничего не дает эффекта — ни ставка на регулирование розничных цен, ни ставка на запуск рыночных механизмов», — констатирует аналитик.
Проблему дефицита, продолжает он, можно решать двумя способами — либо увеличивать стоимость топлива, либо увеличивать производство. «По факту у нас производство не растет. Соответственно, включается другой механизм, используемый в последние годы, — повышение цен на нефтепродукты», — говорит Сергей Смирнов.
Насколько может увеличиться стоимость ходовой марки на этот раз, по мнению эксперта, сложно предугадать. «Учитывая то, как поднялась цена за последние полтора месяца. — 143 в начале сентября и сейчас — 152−153 тенге за литр. Такого резкого скачка я не припомню», — комментирует эксперт.
Отметим, что на 18.00 среды, 11 октября, на крупных автозаправочных сетях АИ-92 стоит 152−153 тенге за литр.