С безалкогольных напитков казахстанцы переходят на крепкие. Продажи коньячной продукции выросли за год в полтора раза, вина — на 18%, пива — на 13%. Реализация минеральной воды и прочих напитков без «градусов» — всего на 7%, пишет аналитическая служба Eenergyprom.kz.
В августе питьевая бутилированная вода обходилась казахстанцам в 77,1 тенге за литр — это на 0,1% дороже, чем в июле, и на 3,2% больше, чем годом ранее. Дороже всего среди крупных городов и мегаполисов страны литр питьевой воды обходился жителям Алматы — 87 тенге за литр, +2,4% за год.
Алкогольная продукция подорожала значительно сильнее. Так, цена на водку выросла на 1,5% за месяц, и на 13,3% за год — до 2302,1 тенге за литр в августе 2017. Дороже всего стоила водка в Астане — 3050 тенге за литр, +14,9% за год.
Напомним, что уже с текущего года в Казахстане планируется поэтапное повышение акцизной ставки на алкогольную продукцию: в 2017 году — 2 тыс. тенге за литр, прирост к предыдущему году — 45%, в 2018 году — 2,275 тыс. тенге, прирост — 14%, и в 2019 году — 2,55 тыс. тенге, прирост — 4%. Гармонизация акцизов в РК с прочими странами Таможенного союза в перспективе может способствовать подписанию соглашения о свободном обороте алкогольной продукции на территории ЕАЭС.
Производство напитков за 7 месяцев достигло в стоимостном выражении 166,25 млрд тенге — на 16,9% больше, чем годом ранее.
Более двух третей выпуска сконцентрировано в Алматинской агломерации: 86,85 млрд тенге, +12% за год — в области, и 27,17 млрд тенге, сразу +43,2% год-к-году — в финансовом центре.
Среди крепких алкогольных напитков наиболее значительный прирост отмечен в сегменте выпуска коньяка: сразу +67,5% за год, до 5,48 млн литров. Также значительно выросло производство ликерной продукции: +46,6% за год, до 1,54 млн литров. А вот выпуск водки, напротив, сократился: -8,1% за год, до 15,13 млн литров по итогам января-июля 2017.
Для напитков небольшой крепости также наблюдается подъем производства: выпуск вин увеличился на 14,1% за год, до 18,11 млн литров; пива — на 12,3%, до 335,55 млн литров.
В безалкогольном сегменте производители минеральной воды нарастили объемы на 7,1%, до 317,65 млн литров, прочих безалкогольных напитков — на 9,4%, до 688,55 млн литров.
Примечательно, что по итогам I полугодия реализация большинства алкогольных напитков на внутреннем рынке выросла ощутимо заметнее, чем безалкогольных. Так, продажи коньячных напитков подскочили на 56,1% за год, вина — на 17,9%, пива — на 13,1%. В то же время реализация минеральной воды и прочих безалкогольных напитков увеличилась лишь на 6,6%. Однако стоит отметить, что и продажи водки и ликеро-водочной продукции также увеличились совсем незначительно — всего на 3,1%.
Казахстанские производители по итогам января-июня 2017 перекрыли рынок ликеро-водочной продукции на 85,9%, коньячной продукции — на 93,4%, вина — на 57,1%, пива — на 89,4%, безалкогольных напитков — сразу на 94%.