Депутаты сената Парламента подняли на пленарном заседании вопрос строительства Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД). Министр по инвестициям и развитию (МИР) РК Женис Касымбек объяснил, что проект строительства БАКАД вышел на финишную прямую: из 20 концессионеров, претендовавших на прокладку автодороги, осталось трое. В течение ближайших двух месяцев начнется подготовка проекта договора с одним из них, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам Жениса Касымбека, проект Большой алматинской кольцевой автодороги изначально планировался к реализации в качестве пилотного проекта государственно-частного партнерства (ГЧП). Он должен разгрузить транспортные коридоры южной столицы — прежде всего проспект Райымбека и улицу Рыскулова. Однако две причины повлияли на задержку строительства БАКАД.
«Дело в том, что, когда мы начинали первый раз подходить к вопросу строительства Большой алматинской кольцевой автодороги, стоимость земли была слишком высокой: мы попали почти на пик цен в 2009 году. В связи с дороговизной земельных участков проект пришлось приостановить и заморозить. Когда же стоимость земли пошла вниз, нам удалось договориться с собственниками земельных участков. После чего акимат Алматы выкупил землю по цене в 8 раз меньше первоначальной стоимости. С принятием нового закона о концессиях в конце 2015 — начале 2016 года объявлены конкурсные процедуры по определению концессионера. Таким образом, концессионер должен самостоятельно построить дорогу, после чего за счет платности в течение 20 лет вернуть стоимость проекта и содержания автодороги. То есть это весьма долгосрочный стратегический проект для бизнеса», — рассказал Женис Касымбек.
По словам министра, БАКАД возьмет крупный международный консорциум, который привлечет собственные денежные средства или сможет привлечь длинные кредитные ресурсы.
В настоящее время из 10 консорциумов осталось только три. Проект находится на последней стадии переговоров. Ожидается, что в течение ближайших двух месяцев будет достигнута ясность по консорциуму и стартует подготовка проекта договора.
Женис Касымбек назвал и вторую причину задержки проекта. По его словам, она произошла во второй половине 2015 года, когда в стране случилась девальвация национальной валюты. Изменение курса тенге в сторону ослабления затормозило переговоры по БАКАД на 2015 и 2016 годы.
«Изменение курса тенге повлекло определенные сложности по пересчету стоимости проекта. Кабинет министров не устроила первоначально заявленная стоимость со стороны каждого из концессионеров. На сегодня в рамках переговоров нам удалось вместе с нашими консультантами добиться значительного снижения цены проекта БАКАД, что позволяет нам с оптимизмом смотреть на его перспективы и на то, что мы в состоянии приступить к нему в самое ближайшее время», — пояснил Женис Касымбек.