Национальный банк Казахстана будет стараться найти «золотую середину» между снижением инфляции до уровня 3−4% в год и экономическим ростом страны. В то же время цели политики свободно плавающего курса и инфляционного таргетирования были достигнуты: валютный курс удалось стабилизировать, а инфляцию снизить и удержать в прогнозном коридоре. Об этом в ходе расширенного заседания правительства в Астане с участием главы государства заявил председатель Нацбанка Данияр Акишев. Президент Нурсултан Назарбаев полностью поддержал работу главного финансового регулятора и призвал наказывать всех тех, кто сегодня оказывает давление на Нацбанк РК, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
После перехода в режим свободно плавающего обменного курса и адаптации субъектов экономики к новым условиям обменный курс тенге стабилизировался. Он соответствует объективным факторам и обеспечивает конкурентоспособность казахстанских производителей. Все это происходит на фоне отсутствия вмешательства Нацбанка на валютном рынке.
«Мы не проводим интервенции с сентября 2016 года. Эта политика позволяет сохранять золотовалютные резервы. На конец января нынешнего года общие резервы страны, включая валютные активы Нацфонда, достигли почти 92 млрд долларов — это выше уровня конца 2015 года, когда было 91,3 млрд долларов. Это означает, что мы прекращаем „проедать“ свои валютные резервы», — оптимистично подчеркнул глава Нацбанка.
По его словам, наиболее важен показатель стабилизации макроэкономической ситуации в стране. Так, после падения курса валюты в 2015 году произошел всплеск цен, который достиг пика в 17,7% в июле прошлого 2016 года. Но уже к концу минувшего года инфляционные процессы резко замедлились, причем значительно по сравнению с другими странами, где произошла девальвация национальной валюты.
«Если в 2015 году годовая инфляция составила 13,6%, то по итогам 2016 года она была 8,5%. На конец января этого года годовая инфляция снизилась до 7,9%, то есть вернулась в коридор от 6% до 8%, что и было основной задачей Национального банка. В соответствии с Посланием Нацбанк продолжит реализацию принципов инфляционного таргетирования. Наша задача состоит в поэтапном снижении инфляции до 3−4% в среднесрочном периоде. Она станет для нас приоритетной. При этом Нацбанк станет способствовать долгосрочному экономическому росту через поиск оптимального баланса между целями по инфляции и макроэкономическому росту», — рассказал Данияр Акишев.
Между тем президент дал свою оценку работы главного финансового регулятора страны. Так, глава государства отметил, что Национальный банк грамотно поработал в тяжелейший период времени, в частности в минувшем 2016 году.
«Сейчас я поставил задачу о том, чтобы возможности Нацбанка в предварительном контроле регулирования банков были усилены законодательным способом. Мало того, вмешательство в дела Нацбанка необходимо считать вмешательством в финансовую систему страны и наказывать, привлекать к ответственности. Для меня очевидно, что чем больше Нацбанк начинает наводить порядок, тем больше осуществляется нападок на председателя Национального банка, которого я поддерживаю на 100 процентов. Это делают акционеры и спонсоры тех банков, некоторые из которых сидят в этом зале. Но никого не страшись. Ведь газеты и журналисты не виноваты, виноваты их хозяева. Поэтому мы примем меры к хозяевам, которые препятствуют наведению порядка в банковской сфере. Коммерческие банки у нас очень слабые. Всего четыре банка контролируют 80% активов всего банковского сектора. Остальные 20−26% - в руках у остальных, а у кого-то и одного процента нет», — констатировал Нурсултан Назарбаев.
Он напомнил, что во всем мире, когда наступил кризис, крупные коммерческие компании, такие как Exxon и Mobil, Shell и British Gaz, объединились.
«Пусть объединяются, и наши банки или акционеры вносят собственные деньги, если хотят сохранить банк. Другого способа сохранить банк у них просто нет. Ведь если банки окажутся не нужны экономике, значит, они не имеют права на жизнь. Поэтому Нацбанку действовать нужно смело и без страха. Но, конечно же, по закону. В случае же вмешательства и оказания давления на Нацбанк его председатель должен мне сообщать фамилии этих людей», — предупредил глава государства.