Второй год в Казахстане действует принцип наказания субъектов бизнеса за предоставление счетов-фактур на бумажных носителях. Это новшество, нарушение которого предполагает солидные штрафы, было ратифицировано Казахстаном еще в декабре 2015 года и явилось своеобразной вынужденной мерой нашей страны после попадания в вилку между действиями законов и правил ЕАЭС и ВТО. Однако из-за отсутствия разъяснительной работы, а главное, отсутствия этой нормы в Налоговом кодекс, весь прошлый год предприниматели об этом ничего не знали. Таким образом, многие компании попали под серьезные штрафные санкции, которые просто необходимо уменьшать. Об этом депутат, член Комитета Палаты по финансам и бюджету Аманжан Жамалов сказал в ходе правительственного часа в мажилисе Парламента, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«После наступления нового года мы объехали регионы и встретились с предпринимателями. Многие из них жалуются на небывалый прессинг налоговиков в 2016 году. Во-первых, предприниматели жалуются на ужесточение налогового администрирования. Достаточно посмотреть на цифры. Так, за 11 месяцев 2016 года в бюджет поступили административные штрафы, пени, санкции, взыскания, наложенные налоговыми органами на сумму 6,2 млрд тенге, что в полтора раза больше чем в 2015 году. Таких результатов по сборам штрафов мы не помним за всю историю независимого Казахстана. Даже принимая во внимание увеличение налоговых поступлений за счет девальвации и приватизации, цифры получаются фантастические. Эта статистика скорее подтверждает рост нагрузки и карательных мер по отношению к бизнесу», — заявил Аманжан Жамалов.
Он отметил, что в 2016 году, исходя из официальной информации Минфина, проведено 10 тыс. налоговых проверок, по которым произведены доначисления. В то же время депутат пояснил, что, согласно сайту Комитета госдоходов, за девять месяцев 2016 года проведено 58 тыс. 229 проверок предпринимателей, из которых 44 тыс. 588 составили проверки субъектов МСБ. При этом нарушения выявлены только по 7 тыс. проверок. А это всего 16% от общего числа проверок.
«Стоит отметить, что из общего числа предпринимателей, по которым производились проверки, только 271 был отнесен к высокой степени риска. На сегодняшний день налоговые проверки составляют треть всех проверок бизнеса, и, кстати, из всех 58 тыс. 229 проверок 57 тыс. 900 являлись внеплановыми. Исходя из этого, можно сделать вывод о неэффективности системы управления рисками», — подчеркнул Аманжан Жамалов.
Парламентарий акцентировал внимание на том, что огромной проблемой для бизнеса остается статья УК РК «Лжепредпринимательство».
"В 2016 году по лжепредпринимательству находилось в производстве 2 тыс. 092 уголовных дела. При этом в суд было передано 565 уголовных дел, или 27%. Тогда как 627 уголовных дел было прекращено за отсутствием события или состава преступления. Получается, что 73% уголовных дел не дали никаких результатов и были направлены на то, чтобы просто «кошмарить» бизнес. Для многих этот кошмар закончился банкротством и разорением. Сейчас уже есть позиция Генпрокуратуры об исключении статьи «Лжепредпринимательство» из Уголовного кодекса", — рассказал Аманжан Жамалов.
Особо мажилисмен заострил внимание на проблеме, которую он назвал назревающей и очень опасной для бизнеса. Так, в соответствии с Протоколом «О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на территории Евразийского экономического союза», ратифицированного Казахстаном 9 декабря 2015 года, была введена система учета ввоза товаров. Смысл заключается в следующем: для защиты российского рынка от товаров, поступающих из стран ВТО в Казахстан в связи с разницей таможенных пошлин, для казахстанских предпринимателей с 1 января 2016 года ввели обязательные требования по выписке электронных счетов-фактур при реализации этих товаров. Перечень этих товаров состоит из 3 тыс. 877 наименований и включает в себя товары первой необходимости, как продукты питания, так и товары народного потребления. Обязанность выписывать электронные счета-фактуры распространяется на всю цепочку предприятий, связанных с получением и реализацией этих товаров на территории Казахстана, вплоть до конечного покупателя.
«То есть это может быть и юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, реализующий данный товар даже в сельской местности. В свою очередь, нормами статьи КоАП предусмотрены штрафные санкции, как в случае выписки счет-фактуры на бумажном носителей, так и в случае выписки электронной счет-фактуры после нарушения сроков. Штрафные санкции составляют значительные размеры. Для субъектов малого бизнеса это 30% от суммы НДС, указанного в счет-фактуре, но не менее 20 МРП. Для субъектов среднего бизнеса — 40% от суммы НДС, но не менее 30 МРП. Для крупных предпринимателей — 50% от суммы НДС, но не менее 40 МРП», — констатировал Аманжан Жамалов.
Он заметил, что требования по выписке электронных счет-фактур вместо бумажных носителей многим предпринимателям стали известны только в течение прошлого года, когда они получили извещение о необходимости устранить налоговые нарушения от территориальных органов госдоходов.
«То есть они об этом просто не знали. При этом соответствующая норма нашла свое отражение в Налоговом кодексе только с 1 января 2017 года. До этого она вытекала из международных договоров. Предприниматели не являются экспертами в области международного права, а эта норма отсутствовала в Налоговом кодексе как таковая, к тому же имелись технические проблемы в настройках для выписки электронных счетов-фактур, и вообще не каждый предприниматель в сфере торговли, особенно в отдаленной местности, имеет компьютер. В связи с этим в настоящее время образовалось большое количество предпринимателей, которые волей или неволей нарушили этот закон», — прокомментировал депутат.
Аманжан Жамалов добавил, что второй аспект заключается в том, что предприниматели продолжали выписывать счета-фактуры на бумажном носители и теперь их контрагенты не могут взять НДС в зачет. Учитывая объемы сделок по поставкам товаров из этого перечня — 3 тыс. 877 позиций, куда в основном входят самые ходовые товары, количество предприятий и штрафов, которым они могут подвергнуться, может быть колоссальным. «Эти предприятия ждет банкротство, поэтому необходимо срочно принять меры. Но, учитывая то, что проблема связана с международными обязательствами, то как решение вопроса предлагаю пересмотреть размеры штрафов в КоАП», — заключил мажилисмен.