Казахстан имеет антимонопольное законодательство, соответствующее стандартам ОЭСР, но уровень конкуренции в республике остается низким. Одна из причин заложена в нормах отраслевого законодательства, которое зачастую идет вразрез с базовыми принципами конкуренции. Об этом на совещании в министерстве национальной экономики (МНЭ) заявил глава ведомства Куандык Бишимбаев, инициативу которого поддержали представители экспертного сообщества, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Дорожная карта» ОЭСР
Глава Миннацэкономики пояснил, что задача, которую поставил президент Казахстана о сокращении государственного сектора к 2020 году не более 15% ВВП является наиболее актуальной на сегодняшний день. Новые ниши для бизнеса могут быть обеспечены, в первую очередь, за счет разгосударствления. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В частности, большим успехом стало законодательное закрепление принципов Yellow Pages Rule.
Так, с момента принятия комплексного плана приватизации на 2016−2020 годы за 10 месяцев нынешнего 2016 года фактически было передано в конкурентную среду 83 субъекта из предусмотренных 783 субъектов государственного и квазигоссектора.
Впервые 28 декабря 2015 года постановлением правительства был принят четкий перечень видов деятельности, когда квазигосударственным компаниям разрешается осуществление предпринимательской деятельности. Это позволило сократить виды деятельности квазигосударственных субъектов на 47% - с 652 до 346 субъектов.
Сейчас Антимонопольным ведомством проводится работа по анализу уставов юридических лиц с участием государства на предмет соответствия этому перечню. Таким образом, виды деятельности, не предусмотренные перечнем, будут исключены из уставов компаний. На данный момент уже проанализированы уставы более 500 компаний квазигоссектора.
«По итогам этой работы до 1 декабря нынешнего года Миннацэкономики будет сформирован перечень компаний, подлежащих передаче в конкурентную среду. По нашим оценкам это более 100 компаний из существующих 870 АО и ТОО», — сообщил Куандык Бишимбаев.
Министр привел примеры. По республиканской собственности — АО «Управление по обслуживанию дипломатического корпуса Астаны». По коммунальной собственности — ТОО «Международный комплекс лыжных трамплинов «Сункар» в Алматы, ТОО «Астана-Бюро специального обслуживания». По собственности национальных холдингов — ТОО «Казатомпром-Даму».
Кроме того, в настоящее время проводится инвентаризация подведомственных организаций министерств и ведомств с целью передачи их в конкурентную среду или на местный уровень.
«С 17 по 20 октября текущего года проведены заслушивания 21 министерства и ведомства, на которых были рассмотрены виды деятельности и целесообразность сохранения в государственной собственности 371 подведомственных организаций. В результате проведенной работы рекомендовано передать в конкурентную среду 50 организаций, ликвидировать 14, реорганизовать 47. В конкурентную среду передать 225 видов деятельности, осуществляемых 27 подведомственными организациями государственных органов. До 10 ноября будут рассмотрены 6 тыс. 751 организаций коммунальной собственности, а до 1 декабря 2016 года, как я уже подчеркнул, будет сформирован Перечень организаций, подлежащих передаче в конкурентную среду. Таким образом, передача предприятий в конкурентную среду позволит открыть дополнительные ниши для развития предпринимательства», — заверил Куандык Бишимбаев.
Между тем, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по результатам Обзора конкурентного законодательства и политики в Казахстане, внесла свои предложения.
Так, на первом этапе в Предпринимательский Кодекс с начала этого года введены новые инструменты антимонопольного регулирования. Это понятия «картель», уведомление, предостережение, предварительное рассмотрение проектов соглашений субъектов рынка и согласительная комиссия.
На втором этапе, также в текущем 2016 году новым законопроектом по вопросам конкуренции предусмотрена отмена изъятий в отношении исключительных прав на интеллектуальную собственность. Она будет применяться, если соглашения носят антиконкурентный характер или могут создавать угрозу для конкуренции. К тому же, как подчеркнул Куандык Бишимбаев, важным инструментом регулирования представляется и антимонопольный комплайнс, позволяющий, прежде всего, бизнесу совместно с антимонопольным органом выработать принципы и правила поведения на товарных рынках. Он также учитывает корпоративные риски совершения правонарушений.
«А с 1 января 2017 года мы „убираем“ понятие регулируемые рынки, но экономическая ситуация вынуждает нас сохранить ценовое регулирование в определенных областях, обозначив их как общественно значимые. Таким образом, предлагается отнести к ним четыре сферы, а именно сферу железнодорожного транспорта, электро- газоснабжения и аэропортов», — прокомментировал глава Миннацэкономики.
Куандык Бишимбаев добавил, что Антимонопольный орган Казахстана принят в качестве участника в Комитет по конкуренции ОЭСР.
В чем предпосылки низкой конкуренции?
Между тем, председатель управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесова заявила, что бизнес заинтересован в том, чтобы барьеры, которые мешают развитию конкуренции на базовых рынках, были сняты.
«В Казахстане очень слабая конкуренция на всех рынках. Причин тому несколько, одна из которых заключена в отраслевом законодательстве. Но это не единственная причина. Предпосылками низкой конкуренции являются высокая доля государственного сектора в экономике и квазигосударственного сектора, что тоже мешает развитию конкуренции, высокая доля коррупции и сырьевая зависимость. Поэтому-то в индексе конкурентоспособности стран, Казахстан занимает не лучшие позиции по индикаторам, связанным с конкуренцией. Но я очень рада, что эта проблема вышла на правительственный уровень», — поддержала предложения министерства Жанат Ертлесова.
В то же время, исполнительный директор республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, президент союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николай Радостовец также считает, что предложения МНЭ по реформированию отраслевого законодательства позволят расширить доступ новых компаний на рынки.
«Необходимо расширять доступ на рынки новых субъектов, для того чтобы была более активная конкуренция. Это даст возможность выиграть потребителю по цене и по качеству. Нужно хорошо проанализировать ситуацию в каждой отрасли экономики и, исходя из этого, запустить механизмы, которые предлагает Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМиЗК). Изменения отраслевого законодательства необходимы, поскольку именно отраслевое законодательство должно создавать правила игры для субъектов рынка. Этот вопрос давно требует решения, поскольку от отраслевого законодательства в конечном счете зависит состояние бизнеса и потребителей, которые покупают или используют услуги. Мне кажется, что всем отраслевым министерствам стоит выступить единым фронтом с МНЭ продвигая поправки в антимонопольное законодательство», — заметил Николай Радостовец.
Исполнительный директор республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий признал, что существующие барьеры сдерживают развитие производства и применение новых технологий. Предприятия, которые могут производить продукцию с меньшими затратами, на более технологичном оборудовании, должны свободно заходить на рынок, продавать по более низкой цене свою продукцию, а существующий низкий уровень конкуренции на высококонцентрированных рынках, связан с тем, что ранее недостаточно внимания уделялось развитию конкуренции внутри отраслей.