«Встреча окажется чисто формальной. Это «сверка часов» разных стран-нефтедобытчиков. Попросту говоря, консультация, при желании это событие можно назвать социологическим опросом либо даже референдумом по вопросу «одобряет ли ваша страна заморозку добычи нефти и будет ли участвовать?». Так охарактеризовала проходящую в Вене встречу участников ОПЕК и нефтедобытчиков, не входящих в картель, Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Напомним: в сентябре на неформальной встрече в Алжире участники Организации стран — экспортеров нефти договорились совокупно снизить добычу до 32,5−33 млн барр./сут. Конкретные цифры для каждой страны названы не были. Их должны обозначить на официальном заседании картеля 30 ноября. 28−29 октября в Вене проходит заседание специального комитета ОПЕК, где должна быть выработана «дорожная карта» и механизмы выполнения договоренностей. К обсуждению приглашены независимые нефтедобытчики, Казахстан в их числе. В пресс-службе Министерства энергетики РК сообщили: представитель ведомства поехал на встречу.
Три составляющих — в наличии
«Механизмов никаких вырабатываться не будет», — продолжает эксперт «Альпари». Она говорит, что ранее, в 2009 и 1999 годах, для того, чтобы принять решение о радикальном сокращении добычи (на 3−4 млн баррелей) требовалась только политическая воля Саудовской Аравии и Ирана. И поддержка этого решения Россией и другими, тогда еще значимыми, независимыми от ОПЕК производителям нефти.
«Сейчас все три необходимых составляющих есть. Поэтому итоговое решение будет приниматься 30 ноября, а пока будут определяться те страны, которые не хотят участвовать», — уверена Наталья Мильчакова.
Говоря о значимости проходящей встречи, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов высказывает мнение, что сам факт ее проведения может оказать влияние на стоимость нефти, и многое будет зависеть от принятых решений.
«Но главное — через непродолжительное время, этот фактор может быть отыгран, и цену нефти будут определять другие причины. Не стоит забывать фундаментальный принцип: мир не может существовать без нефти, а значит, ее надо добывать, перерабатывать, транспортировать. А стоимость нефти все также будет колебаться, периоды высоких цен будут сменяться низкими и наоборот», — комментирует эксперт.
Логичное приглашение Казахстана
Наталья Мильчакова считает приглашение Казахстан участвовать в этой встрече вполне логичным. «Казахстан пригласили на встречу, по всей видимости, по просьбе российского руководства как значимого производителя нефти. На долю РК в 2015 году приходилось 1,8% мировой добычи нефти, что сравнимо с долями в мировой добыче таких независимых производителей, как Норвегия и Канада», — аргументирует собеседница.
Отметим, что приглашение от картеля получили 12 нефтяных игроков вне ОПЕК. Это Россия, Азербайджан, Казахстан, Оман, Египет, Бахрейн, Колумбия, Мексика, Тринидад и Тобаго, Боливия, Норвегия, Канада. За несколько дней до встречи министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино сообщил, что свое участие на тот момент подтвердили Россия и Казахстан.
Дмитрий Баранов отмечает, что нефтяной рынок зависит от множества разных факторов и откликается на события в любой части света, поэтому неверно считать, что кто-то или что-то может влиять на него достаточно долгое время. «Приглашение на встречу других стран-производителей нефти вряд ли существенно изменит положение дел, ведь у них могут быть противоположные интересы. Понятно, что их тоже пытаются уговорить сократить добычу, но не факт, что это удастся сделать, и они пойдут на это», — считает аналитики «ФИНАМ».
Сокращение может оказаться фикцией
Других вариантов, кроме заморозки добычи нефти либо отказа от этого решения, по-видимому, обсуждаться не будет, продолжает Наталья Мильчакова. При этом она не исключает того, что от третьих сторон могут поступить какие-либо более нестандартные решения, но «примут ли их во внимание — другой вопрос».
Венесуэла предлагает странам вне ОПЕК сократить добычу на 500 тыс. барр./сут. Напомним, что для участников организации общее сокращение производства должно составить 700 тыс. барр./сут. Комментируя, будет ли на встрече речь идти именно об этих объемах, Наталья Мильчакова отметила, что для стабилизации рынка необходимо убрать около 2−3 млн лишних баррелей, и это должны сделать ОПЕК вместе с независимыми производителями. «Сокращение добычи на меньшую величину может оказаться фикцией», — поясняет она.
Кроме того, непонятно, как поведут себя производители сланцевой нефти в США, а они, по мнению эксперта, в ближайшее время могут испортить общую картину роста нефтяных цен.