Алматы. 28 мая. Kapital.kz – Игроки и эксперты авиационного рынка поддерживают отмену тендерной системы определения авиаперевозчиков на внутренних перелетах в Казахстане, передает корреспондент делового портала Kapital.kz.
«Если в стране существует четкая система надзора за гражданской авиацией, и она соответствует всем международным стандартам, тогда нет необходимости в тендере как таковом», - утверждает Питер Фостер, президент АО «Эйр Астана».
Напомним, что в начале этого года министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев заявил о намерении отменить тендеры для авиакомпаний при распределении внутренних авиамаршрутов. «Много нареканий от депутатов, что «Эйр Астана» является монополистом. Мы хотели бы с такой инициативой выйти по внесению в законопроект - об отмене системы тендеров распределения внутренних авиамаршрутов и переходу к определению той или иной авиакомпании, которая может летать из одного пункта в другой в Казахстане по принципу квалификационным требованиям. Это позволит обеспечить конкуренцию на этом рынке и повлиять на качество услуг», - пояснил Жумагалиев, сообщило информационное агентство Kazakhstan Today.
Как говорилось ранее, многие согласны с этой позицией государства. «Система тендеров уже изжила себя, необходим свободный рынок. То есть на внутренних рейсах нужно отменить тендер и отдать все свободному рынку. Отмечу, что это только внутренний рынок, так как по международным направлениям существуют межправительственные соглашения», - считает Владимир Куропатенко, председатель Ассоциации перевозчиков РК и генеральный директор самолетостроительной компании AeroKZ.
Кроме этого г-н Куропатенко поясняет, «Какова доля участия государства в Air Astana? 51%, все это знают. А кто член совета директоров Air Astana? Азат Бектуров, вице-министр транспорта и коммуникаций РК. Чьи интересы он должен отстаивать? Безусловно, государственные. Вот так и получается конкурс. А нужен ли он?», - заключает он.
Уточним, что по итогам последнего тендера самые популярные авиарейсы будут осуществлять три авиаперевозчика. Речь идет о маршрутах Алматы – Астана – Алматы, Алматы – Караганда – Алматы, Алматы – Усть-Каменогорск – Алматы, Алматы – Шымкент – Алматы.
«Нужна ли другая авиакомпания, вторая, третья, четвертая – это должен решать рынок. В соответствии с законодательством», - полагает г-н Куропатенко.
Между тем здесь возникает и другой вопрос. При свободном рынке должна быть подготовленной и соответствующая инфраструктура. «Казахстанские аэропорты должны быть готовы принимать столько рейсов сколько потребует рынок, а не будет установлено государством», - заверил г-н Фостер.
Василиса Тулеуова