По состоянию на 30 августа 2016 года к началу года индекс цен на социально значимые продовольственные товары составил 9%. Куандык Бишимбаев рассказал об основных причинах роста цен. Министр национальной экономики РК выступил с докладом на заседании правительства и поделился планами своего ведомства, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Министр, не снимая ответственности с его ведомства, сказал, что одной из причин роста цен является «недобросовестное поведение субъектов рынка». «Выявлены ситуации, когда торговые наценки превышали более 200%», - сказал Куандык Бишимбаев.
По данным Минацэкономики, в среднем по республике значение разницы цен составляет по вермишели 172%, рожкам – 170%, лапше – 102 %, манной крупе – 123%, перловой крупе – 147%, пшену – 175%, рису – 116%, овсянке – 233%, картофелю – 102%, моркови – 130%, луку репчатому – 154%, свекле – 140%.
В связи с этим антимонопольное ведомство проводит расследования и выписывает штрафы во всех регионах. «Общая сумма, выставленных антимонопольным органом материальных санкций по итогам расследований, с учетом монопольного дохода составила порядка 23,0 млн тенге, из них в бюджет государства в настоящее время поступило около 12,0 млн тенге», - пояснил министр.
На рост цен влияют и другие факторы. Изменение ценовой конъюнктуры на мировых рынках и ослабление нацвалюты повлияло на товары, которые в страну преимущественно импортируют. «Потребление отечественных товаров составляет менее 60%: сыр (16,7%), творог (55,8%), мясо кур и окорочка (41,6%), овсяная крупа (55,1%), сахар-песок (56,4%)», - сказал министр.
Куандык Бишимбаев также отметил внешнее влияние: «С учетом функционирования Евразийского экономического союза и прозрачности таможенных границ, в частности, с Россией и Кыргызстаном, в случае повышения цен на приграничных рынках происходит отток товаров и рост цен на внутреннем рынке».
Казахстанцы переплачивают еще и из-за увеличения тарифов на электроэнергию, которые поднялись на 7,9% еще в I квартале прошлого года.
К примеру, рост оптовой цены пшенной крупы в начале 2015 и 2016 годов был обусловлен повышением средней экспортной цены в феврале 2015 года и январе 2016 года на 129% и на 70% соответственно
Кроме того, «из-за снижения запасов на складах происходит ежегодный скачок цен на отдельные виды товаров». В первую очередь, по словам министра, это касается овощей: картофеля, моркови, репчатого лука, белокочанной капусты, столовой свеклы. «Пик цен обычно приходится на апрель-август», - отметил Куандык Бишимбаев.
Что делать?
В министерстве летом этого года сформировали аналитическую базу по всем производителям, оптовикам и дистрибьюторам СЗТП, позволяющую проводить мониторинг. В этой связи в ведомстве предложили следующие меры законодательного и долгосрочного характера:
1. Доработать на законодательном уровне инструменты пороговых и предельно допустимых цен. Предлагаем внести изменения в нормативные правовые акты по фиксированию торговых надбавок максимально на уровне 20-25% в период острого спекулятивного роста цен.
2. Расширить прямой доступ отечественных производителей к прилавкам на рынках и базарах. Условно говоря, акиматы не могут влиять на рынки. Там происходит монополизация крупными оптовиками. Кроме того, в законе не предусмотрен механизм влияния. Считаем целесообразным законодательно установить доступ отечественным производителям к 25-30% площади торговых мест.
3. Установить рекомендуемые цены на социально значимые продовольственные товары на всех торговых рынках.
4. В среднесрочной перспективе предлагается принять меры по увеличению производства импортозависимых товаров: сыр, творог, сахар, мясо кур, овсяная и гречневая крупы. В связи с чем необходимо внести изменения в существующие программы поддержки производства («Агробизнес 2020», Дорожная карта бизнеса 2020») с акцентом на данные виды товаров.
5. Активизировать работу стабилизационных фондов по проведению товарных интервенций по социально значимым продовольственным товарам, эффективному использованию достаточных ресурсов стабилизационных фондов и их своевременному пополнению.
6. Продолжить работу, начатую в предыдущих годах, по открытию «социальных» магазинов, торговых точек, реализующих продовольственные товары и проведению сельскохозяйственных ярмарок.
7. Учитывая высокие наценки на продовольствие в оптовом звене торговли, целесообразно стимулировать инвестирование в строительство крупных оптовых рынков возле городов; государственным органам рассмотреть возможности по оказанию поддержки (отвод земли, подведение инфраструктуры, инвестиционные преференции, льготное финансирование).
8. Активизировать работу региональных штабов по стабилизации цен, а также сбору информации и анализу текущей ситуации в регионе.
9. Развитие межрегиональных связей с целью увеличения контактов между региональными производителями и основными рынками сбыта.