Государство стало экономить на искусстве: в этом году акимат Алматы не поддержал фестиваль ARTBAT FEST, специализирующийся преимущественно на contemporary art. Почему экономия на искусстве (особенно современном) означает экономию на инфраструктуре и развитии страны в целом, разбирался корреспондент делового еженедельника «Капитал.kz».
Дело в том, что современное искусство тесно связано с городскими ландшафтами. Инсталляции, скульптуры, выставки и перформансы – часть городской жизни. «Уже давно на Западе просчитали и поняли, что люди, посещая выставки, потом тратят деньги в ресторанах, например. То есть вместе с современным искусством развивается еще и сервисная экономика, аккумулируется дополнительный бюджет», – сказал на открытии ARTBAT FEST соучредитель общественного объединения «Евразийский культурный альянс» Владислав Слудский.
Если взять его тезис за основу, то у алматинских властей мало шансов выманить горожан из домов, чтобы те поспособствовали «развитию сервиса». В городе нет центра современного искусства, нет биеннале, опять же нет закона о меценатстве, столь нужного всей стране. ARTBAT FEST, который нравится не всем алматинцам (причем не только очевидным консерваторам советского толка), все-таки был единственным мероприятием, которое давало горожанам шанс натолкнуться на объект искусства на улице, а не на выставке. Теперь работы художников, приехавших на этот фестиваль, можно увидеть лишь в закрытых помещениях и в Ботаническом саду.
А объекты искусства, выставленные на прошлых фестивалях, где-то пылятся. «Хотелось бы, чтобы что-то оставалось после фестиваля в городе, но эти объекты хранятся далеко от человеческих глаз. Мы их используем, только если кто-то попросит, например, у нас их просили для астанинского фестиваля искусства», – рассказала директор ARTBAT FEST Ольга Веселова. Исходя из ее слов, понятно, что объект искусства, закрытый от людей, вряд ли уйдет с молотка или поможет «аккумулировать дополнительный бюджет». Пример: российский художник Тимофей Ради, чья инсталляция год назад появилась на крыше одного из алматинских домов, недавно получил признание за схожую работу в Нью-Йорке. В Алматы же его инсталляцию убрали сразу после фестиваля ARTBАT FEST. Из-за такого подхода город вряд ли сможет привлечь иностранцев чем-то, кроме «наших живописных гор». При этом туризм, как всегда заявляют власти, является одним из приоритетов.
Как в такой ситуации быть художникам? «Любая возможность доступа зрителя к художнику – это фундамент. У нас надо образовывать зрителя. Здесь, правда, есть позитивные тенденции. Еще лет шесть-семь назад ломали просто работы, били палками. Сейчас такого нет, зритель более-менее начинает привыкать», – говорит Владислав Слудский.
Но и художнику необходимо делать шаги навстречу зрителю. В этом плане современный художник, если хочет зарабатывать, должен активнее существовать в медийном пространстве. В том числе и на это рассчитаны фестивали вроде ARTBAT FEST. «Мы ничего не зарабатываем, только тратим», – говорит Ольга Веселова.
Однако как бы ни раскручивал художник свое имя, без галерей ему не обойтись. В Казахстане же галеристы переживают не лучшие времена. Поэтому художнику тяжело попасть в обзор иностранного зрителя, а тем более что-нибудь продать. Вероятность заработать сколь-нибудь приличные деньги в Казахстане (тем более, если ты работаешь в жанре contemporary art) крайне мала. Во-первых, нет закона о меценатстве, во-вторых, в Казахстане, по словам Владислава Слудского, «нет культуры траты денег». «У нас нет, – добавил он, – как на Западе, старых династий, которые поколениями собирают предметы искусства, у которых, бывает, своя история отношений с тем или иным художником».
Отметим, справедливости ради, что государство уделяет мало внимания и другим видам искусства. Фестивальное кино, например, тоже выживает. Причем речь не о помощи от государства. Местные деятели искусств стали вполне самостоятельными и многое организовывают сами. Другое дело, что им не создают условий. ARTBAT FEST не пустили на улицы города, кинематографистам зачастую не дают прокатного удостоверения.
Все это, пожалуй, не касается только оперы и балета в Астане. Но здесь, видимо, стоит задача не ударить в грязь лицом перед иностранными дипломатами во фраках. Правда, дипломат – не турист и не инвестор.