USD
446.49₸
EUR
475.38₸
RUB
4.79₸
BRENT
86.94$
-0.030
BTC
66167.30$
+1097.700

Чем отсутствие современного искусства плохо для экономики?

В стране давно пора принять закон о меценатстве

Share
Share
Share
Tweet
Share
Чем отсутствие современного искусства плохо для экономики?- Kapital.kz

Государство стало экономить на искусстве: в этом году акимат Алматы не поддержал фестиваль ARTBAT FEST, специализирующийся преимущественно на contemporary art. Почему экономия на искусстве (особенно современном) означает экономию на инфраструктуре и развитии страны в целом, разбирался корреспондент делового еженедельника «Капитал.kz».

Дело в том, что современное искусство тесно связано с городскими ландшафтами. Инсталляции, скульптуры, выставки и перформансы – часть городской жизни. «Уже давно на Западе просчитали и поняли, что люди, посещая выставки, потом тратят деньги в ресторанах, например. То есть вместе с современным искусством развивается еще и сервисная экономика, аккумулируется дополнительный бюджет», – сказал на открытии ARTBAT FEST соучредитель общественного объединения «Евразийский культурный альянс» Владислав Слудский.

Если взять его тезис за основу, то у алматинских властей мало шансов выманить горожан из домов, чтобы те поспособствовали «развитию сервиса». В городе нет центра современного искусства, нет биеннале, опять же нет закона о меценатстве, столь нужного всей стране. ARTBAT FEST, который нравится не всем алматинцам (причем не только очевидным консерваторам советского толка), все-таки был единственным мероприятием, которое давало горожанам шанс натолкнуться на объект искусства на улице, а не на выставке. Теперь работы художников, приехавших на этот фестиваль, можно увидеть лишь в закрытых помещениях и в Ботаническом саду.

А объекты искусства, выставленные на прошлых фестивалях, где-то пылятся. «Хотелось бы, чтобы что-то оставалось после фестиваля в городе, но эти объекты хранятся далеко от человеческих глаз. Мы их используем, только если кто-то попросит, например, у нас их просили для астанинского фестиваля искусства», – рассказала директор ARTBAT FEST Ольга Веселова. Исходя из ее слов, понятно, что объект искусства, закрытый от людей, вряд ли уйдет с молотка или поможет «аккумулировать дополнительный бюджет». Пример: российский художник Тимофей Ради, чья инсталляция год назад появилась на крыше одного из алматинских домов, недавно получил признание за схожую работу в Нью-Йорке. В Алматы же его инсталляцию убрали сразу после фестиваля ARTBАT FEST. Из-за такого подхода город вряд ли сможет привлечь иностранцев чем-то, кроме «наших живописных гор». При этом туризм, как всегда заявляют власти, является одним из приоритетов.

Как в такой ситуации быть художникам? «Любая возможность доступа зрителя к художнику – это фундамент. У нас надо образовывать зрителя. Здесь, правда, есть позитивные тенденции. Еще лет шесть-семь назад ломали просто работы, били палками. Сейчас такого нет, зритель более-менее начинает привыкать», – говорит Владислав Слудский.

Но и художнику необходимо делать шаги навстречу зрителю. В этом плане современный художник, если хочет зарабатывать, должен активнее существовать в медийном пространстве. В том числе и на это рассчитаны фестивали вроде ARTBAT FEST. «Мы ничего не зарабатываем, только тратим», – говорит Ольга Веселова.

Однако как бы ни раскручивал художник свое имя, без галерей ему не обойтись. В Казахстане же галеристы переживают не лучшие времена. Поэтому художнику тяжело попасть в обзор иностранного зрителя, а тем более что-нибудь продать. Вероятность заработать сколь-нибудь приличные деньги в Казахстане (тем более, если ты работаешь в жанре contemporary art) крайне мала. Во-первых, нет закона о меценатстве, во-вторых, в Казахстане, по словам Владислава Слудского, «нет культуры траты денег». «У нас нет, – добавил он, – как на Западе, старых династий, которые поколениями собирают предметы искусства, у которых, бывает, своя история отношений с тем или иным художником».

Отметим, справедливости ради, что государство уделяет мало внимания и другим видам искусства. Фестивальное кино, например, тоже выживает. Причем речь не о помощи от государства. Местные деятели искусств стали вполне самостоятельными и многое организовывают сами. Другое дело, что им не создают условий. ARTBAT FEST не пустили на улицы города, кинематографистам зачастую не дают прокатного удостоверения.

Все это, пожалуй, не касается только оперы и балета в Астане. Но здесь, видимо, стоит задача не ударить в грязь лицом перед иностранными дипломатами во фраках. Правда, дипломат – не турист и не инвестор.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.