Чем отсутствие современного искусства плохо для экономики?
АВТОР

08.09.2016 • 12:06 1418

Чем отсутствие современного искусства плохо для экономики?

В стране давно пора принять закон о меценатстве

Государство стало экономить на искусстве: в этом году акимат Алматы не поддержал фестиваль ARTBAT FEST, специализирующийся преимущественно на contemporary art. Почему экономия на искусстве (особенно современном) означает экономию на инфраструктуре и развитии страны в целом, разбирался корреспондент делового еженедельника «Капитал.kz».

Дело в том, что современное искусство тесно связано с городскими ландшафтами. Инсталляции, скульптуры, выставки и перформансы – часть городской жизни. «Уже давно на Западе просчитали и поняли, что люди, посещая выставки, потом тратят деньги в ресторанах, например. То есть вместе с современным искусством развивается еще и сервисная экономика, аккумулируется дополнительный бюджет», – сказал на открытии ARTBAT FEST соучредитель общественного объединения «Евразийский культурный альянс» Владислав Слудский.

Если взять его тезис за основу, то у алматинских властей мало шансов выманить горожан из домов, чтобы те поспособствовали «развитию сервиса». В городе нет центра современного искусства, нет биеннале, опять же нет закона о меценатстве, столь нужного всей стране. ARTBAT FEST, который нравится не всем алматинцам (причем не только очевидным консерваторам советского толка), все-таки был единственным мероприятием, которое давало горожанам шанс натолкнуться на объект искусства на улице, а не на выставке. Теперь работы художников, приехавших на этот фестиваль, можно увидеть лишь в закрытых помещениях и в Ботаническом саду.

А объекты искусства, выставленные на прошлых фестивалях, где-то пылятся. «Хотелось бы, чтобы что-то оставалось после фестиваля в городе, но эти объекты хранятся далеко от человеческих глаз. Мы их используем, только если кто-то попросит, например, у нас их просили для астанинского фестиваля искусства», – рассказала директор ARTBAT FEST Ольга Веселова. Исходя из ее слов, понятно, что объект искусства, закрытый от людей, вряд ли уйдет с молотка или поможет «аккумулировать дополнительный бюджет». Пример: российский художник Тимофей Ради, чья инсталляция год назад появилась на крыше одного из алматинских домов, недавно получил признание за схожую работу в Нью-Йорке. В Алматы же его инсталляцию убрали сразу после фестиваля ARTBАT FEST. Из-за такого подхода город вряд ли сможет привлечь иностранцев чем-то, кроме «наших живописных гор». При этом туризм, как всегда заявляют власти, является одним из приоритетов.

Как в такой ситуации быть художникам? «Любая возможность доступа зрителя к художнику – это фундамент. У нас надо образовывать зрителя. Здесь, правда, есть позитивные тенденции. Еще лет шесть-семь назад ломали просто работы, били палками. Сейчас такого нет, зритель более-менее начинает привыкать», – говорит Владислав Слудский.

Но и художнику необходимо делать шаги навстречу зрителю. В этом плане современный художник, если хочет зарабатывать, должен активнее существовать в медийном пространстве. В том числе и на это рассчитаны фестивали вроде ARTBAT FEST. «Мы ничего не зарабатываем, только тратим», – говорит Ольга Веселова.

Однако как бы ни раскручивал художник свое имя, без галерей ему не обойтись. В Казахстане же галеристы переживают не лучшие времена. Поэтому художнику тяжело попасть в обзор иностранного зрителя, а тем более что-нибудь продать. Вероятность заработать сколь-нибудь приличные деньги в Казахстане (тем более, если ты работаешь в жанре contemporary art) крайне мала. Во-первых, нет закона о меценатстве, во-вторых, в Казахстане, по словам Владислава Слудского, «нет культуры траты денег». «У нас нет, – добавил он, – как на Западе, старых династий, которые поколениями собирают предметы искусства, у которых, бывает, своя история отношений с тем или иным художником».

Отметим, справедливости ради, что государство уделяет мало внимания и другим видам искусства. Фестивальное кино, например, тоже выживает. Причем речь не о помощи от государства. Местные деятели искусств стали вполне самостоятельными и многое организовывают сами. Другое дело, что им не создают условий. ARTBAT FEST не пустили на улицы города, кинематографистам зачастую не дают прокатного удостоверения.

Все это, пожалуй, не касается только оперы и балета в Астане. Но здесь, видимо, стоит задача не ударить в грязь лицом перед иностранными дипломатами во фраках. Правда, дипломат – не турист и не инвестор.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

ARTBAT FEST акимат поддержка Ольга Веселова

08.09.2016 • 12:06 1418

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus