USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.04$
-0.120
BTC
99341.80$
+1297.900

Хорошие соседи, хорошие партнеры, хорошие перспективы

Как развитие транспортных коридоров интегрирует Центральную Азию

Share
Share
Share
Tweet
Share
Хорошие соседи, хорошие партнеры, хорошие перспективы- Kapital.kz

Сегодня регион Центральной Азии, учитывая его стратегическое расположение на Евразийском континенте, имеет большие перспективы. В частности, стимулирование интеграционных связей происходит в рамках программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). Это партнерство десяти стран и шести многосторонних институтов, которое фокусируется исключительно на проектах. В рамках программы мобилизованы значительные финансовые ресурсы.

Страны – члены ЦАРЭС: Азербайджан, Афганистан, Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Институты-партнеры ЦАРЭС: Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Исламский банк развития, Программа развития ООН и Всемирный банк.

Программа была задумана в конце 1990-х годов. Первое официальное заседание ЦАРЭС состоялось в 2001 году в Маниле, Филиппины. С тех пор партнерство стало авторитетной диалоговой площадкой.

Большинство стран, входящих в ЦАРЭС, имеют схожие препятствия в развитии – чрезмерная зависимость от экспорта природных ресурсов, удаленность от рынков, потребность в финансировании транспортной инфраструктуры и ее содержании. Поэтому целью ЦАРЭС было создание инфраструктуры для развития торговли и повышения конкурентоспособности стран-членов.

Особенность программы в том, что она не является организацией, это партнерство стран-институтов и своего рода площадка для диалога – все решения в ее рамках выносятся исключительно на основе консенсуса. Ключевая фраза видения программы ЦАРЭС – «хорошие соседи, хорошие партнеры, хорошие перспективы». Таким образом, партнерство помогает странам региона и их соседям реализовать огромный потенциал посредством развития четырех приоритетных направлений – транспорт, энергетика, содействие торговле и торговая политика.

Чтобы наглядно продемонстрировать плоды регионального сотрудничества и интеграции, в рамках программы ЦАРЭС Азиатский банк развития (АБР) организовал пресс-тур для журналистов в Таджикистан, где нам была предоставлена возможность посетить самую крупную гидроэлектростанцию Центральной Азии – Нурекскую ГЭС и отрезок реконструированной дороги Айни – граница с Узбекистаном. На проект по реконструкции открытого распределительного устройства на Нурекской ГЭС со стороны АБР было выделено $54,77 млн и $12,13 млн – партнерское финансирование Правительства Таджикистана. Проект по улучшению дороги Айни – граница с Узбекистаном профинансирован на $136 млн. Из них $100 млн – грант АБР, $22 млн – финансирование таджикского правительства и $14 млн – кредит фонда ОПЕК по международному развитию.

«Проект по реконструкции дороги Айни – граница с Узбекистаном поддерживает экономическое развитие данного региона и страны в целом и направлен на расширение регионального сотрудничества. Данная дорога является частью исторического отрезка Великого Шелкового пути и коридора ЦАРЭС 6», – сказал Тойчик Чансават, исполняющий обязанности директора представительства АБР в Таджикистане.

На встрече с журналистами в офисе АБР в Душанбе Рустам Аминджанов, советник Национального координатора ЦАРЭС в Таджикистане, отметил, что страны, входящие в программу ЦАРЭС, находятся в центре Евразии и занимают стратегическое положение между основными экономически активными районами континента – Европой, Россией, Южной и Восточной Азией и Ближним Востоком. «Основная цель программы – помочь странам, входящим в нее, максимально воспользоваться теми преимуществами, которые дает такое расположение», – считает спикер.

За 15 лет существования программы портфель ЦАРЭС вырос с шести транспортных проектов на общую сумму $247 млн в 2001 году до 166 проектов общей стоимостью $28 млрд в 2015 году. В транспортном секторе было построено более 7 тыс. км автомобильных дорог и 1869 км новых и модернизировано 2850 км существующих железных дорог. То есть из $28 млрд почти 80% средств направлено на улучшение транспортных коридоров ЦАРЭС.

Сеть транспортных коридоров, связывающих Центральную Азию

ЦАРЭС сосредотачивает свою инвестиционную деятельность на развитии шести транспортных коридоров, пронизывающих Центральную Азию с севера, юга, востока и запада. Эти коридоры призваны повысить скорость передвижения людей и товаров по всему региону, поскольку проходят вдоль основных транспортных потоков и связывают страны ЦАРЭС. Благодаря этому наблюдаются значительные улучшения в торговле между странами-членами и в транзитной торговле. Увеличение объемов торговли способствует развитию бизнеса, созданию рабочих мест и, как следствие, повышению качества жизни жителей региона.

Общий объем инвестиций ЦАРЭС для шести транспортных коридоров составляет $43,3 млрд, из которых 59% приходится на благоустройство автомобильных дорог, 30% – на модернизацию железных дорог, 8% – на аэропорты и доставку грузов и 3% – на содействие торговле.

В Казахстане общий портфель ЦАРЭС является самым крупным среди стран-членов и составляет почти $14,2 млрд, 32% от общего объема, из которых $1,7 млрд профинансировано Азиатским банком развития за период с 2008 года.

В настоящее время АБР оказывает поддержку в реконструкции коридора ЦАРЭС 1 в Жамбылской области, известного как коридор Западная Европа – Западный Китай, связывающего рынки Европы и России с Азией. Благодаря удобному расположению Казахстан может извлечь выгоду из больших объемов международной торговли, проходящих вдоль новой транспортной сети «Шелковый путь». Таким образом, проекты, осуществляемые при поддержке АБР в рамках ЦАРЭС, будут способствовать модернизации транспортной инфраструктуры Казахстана и ее интеграции в глобальную цепь перевозок.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.