Мировой отклик на разоблачения известных лиц в «панамском досье» был неоднозначным. К бизнесу претензий нет, зато к чиновникам появилось очень много вопросов и целые расследования относительно происхождения этих средств. В ответ на это правительства многих стран в спешке стали предлагать новые законопроекты, позволяющие регулировать деятельность в офшорных странах.
Казахстан, впрочем, также не стал исключением. В среду, 11 мая, депутат мажилиса, член комитета по экономической реформе и региональному развитию Азат Перуашев произнес пламенную речь о том, что пора бы начать деофшоризацию экономики. Напомним, что в панамских документах засветились и казахстанские бизнесмены и госслужащие, а также компании. Азат Перуашев верно подметил, что офшорные зоны используются не только для оптимизации налогообложения, но порой и для банального хищения бюджетных средств и коррупции. В итоге мажилисмен предложил рассмотреть вопрос о разработке и внесении в Парламент законопроекта «О регулировании деятельности, осуществляемой через офшорные зоны». Проблему вывода денег через офшоры поднимают не первый год, а уже с 2012 года.
Способен ли предложенный закон приостановить вывод капитала из Казахстана, корреспондент центра деловой информации Kapital.kz решил разобраться с экспертами.
Экономист Айдархан Кусаинов считает, что с офшорами бороться бессмысленно, поскольку это элемент нормального налогового планирования. Многие операции, осуществляемые через офшоры, проводятся не для того, чтобы вывести капитал из Казахстана. По его словам, необходимо бороться не с офшорами, а искать проблему в налоговом регулировании Казахстана. «Офшоры – это следствие кривизны экономики. Бороться нужно с причинами, надо менять что-то внутри у нас. Нужно разбираться, почему бизнесу выгодно работать через офшоры», - подчеркнул экономист.
Экономист Магбат Спанов, наоборот, считает, что в Казахстане пора проводить политику деофшоризации. Он предлагал эту идею еще в прошлом году. «На тот момент в рамках легализации были поставлены огромные планы – по легализации порядка 50 млрд долларов, а мы знаем, что эта сумма сегодня составляет лишь 500 млрд тенге. Это было бы дополнительным инструментом, который позволил бы вернуть деньги в Казахстан. С другой стороны, я бы не обвинял наших бизнесменов, что они проводили какие-то операции через офшоры, поскольку законом это не запрещено», - подчеркнул Магбат Спанов. Более того, напомнил экономист, бизнес не должен отчитываться о своих компаниях или сделках в офшорах, а вот чиновникам стоило бы объясниться.
После окончания программы по легализации вторым этапом могла бы стать программа по деофшоризации. Это позволило бы привлечь деньги в страну. По словам Магбата Спанова, в этом вопросе стоило бы изучить российский опыт. Это первое. И второе, на что необходимо обратить внимание казахстанским властям, это работа над повышением привлекательности для внутренних инвесторов. Когда в стране внутренние инвестиции будут составлять 80%, а внешние - 20%, тогда можно будет говорить об экономической безопасности.
В рамках своего выступления Азат Перуашев отметил, что компании, выводящие прибыль через офшоры, не должны пользоваться поддержкой госпрограмм, налоговыми льготами, государственными субсидиями и иными преференциями. Экономисты считают это решение правильным. Однако Магбат Спанов предупредил, что этот процесс должен проходить постепенно. «У многих компаний кредиты были оформлены через офшоры, потому что это было дешевле. К тому же, повторюсь, это не запрещено законом, поэтому в целом для таких решений необходимо время, чтобы компании успели подготовиться. Я не сторонник резких революционных решений», - отметил экономист.
Российский взгляд
Российские СМИ также проследили связь офшорных счетов друзей российского президента Владимира Путина. Однако руководитель экономической программы Московского центра Карнеги Андрей Мовчан в интервью RFI отметил, что бороться с офшорами физически невозможно.
«Если у вас свободно движется капитал, вы ничего не можете сделать с тем, что люди будут оперировать через офшоры. Единственное, что мне кажется очень важным, что у нас в стране неправильно, особенно наверху, во власти, принципиально неправильно понимается вопрос – почему люди оперируют через офшоры. Всем кажется, что это отмывание денег и уход от налогов. А на самом деле люди это делают, потому что в офшорах более эффективное законодательство и потому что ваши права лучше защищены таким образом.
Может быть, тот факт, что так (широко) стало известно, что ближайшие друзья президента тоже оперируют через офшоры, должен навести власть на мысль, где же на самом деле секрет. Потому что понятно, что уж ближайшие друзья президента могут позволить себе не отмывать грязных денег и не уходить от налогов. Они и так достаточно могут заработать. И если они тоже делают это через офшоры, то это значит, что проблема с правоприменением, проблема с Конституцией, проблема в том, что нужно развивать законодательную базу. И индикатором этого может являться то, как оперируют близкие к власти люди. Если они оперируют через офшоры, значит, беда с системой и надо систему перестраивать. Дело отнюдь не в запрете офшоров, а в совершенствовании внутренней системы», - приводит слова финансиста издание.