В Казахстане необходимо пересмотреть условия сбора за первичную государственную регистрацию автомобилей и внести изменения в Налоговый кодекс. Депутатский запрос на эту тему лидер фракции «Ак жол» Азат Перуашев адресовал министру по инвестициям и развитию Асету Исекешеву. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам Азата Перуашева, в партию «Ак жол» поступают обращения отечественных автопроизводителей по поводу пародоксальной ситуации, сложившейся после введения с 1 января текущего года сборов за первичную государственную регистрацию транспортных средств. Эта мера была призвана поддержать казахстанских производителей, но в реальности привела к серьезному ущемлению их интересов, заявляет депутат.
«Инициированные уполномоченным госорганом поправки в Налоговый кодекс предусматривают введение сборов за регистрацию автотранспортных средств старше одного года. Однако, поскольку в указанном кодексе используется календарный год, то уже с января машины, выпущенные 31 декабря прошлого года, то есть пару дней назад, уже считаются старше одного года и при постановке на учет их покупатель должен будет оплатить дополнительную сумму за регистрацию», – пояснил он.
Так, по информации Азата Перуашева, за легковой автомобиль, выпущенный в декабре 2015 года, уже в январе 2016 года принятые нормы обязывают уплачивать сбор в сумме 50 месячных расчетных показателя (МРП) как за автомобиль возрастом старше одного года.
«Для покупателя такого легкового автомобиля дополнительные затраты вырастают более чем на 105 тысяч тенге. Первичная регистрация грузовых автомобилей, включая малотоннажную коммерческую технику для МСБ, автобусов и троллейбусов, выпущенных заводом-изготовителем в декабре 2015 года, в январе 2016 года обошлась покупателям в 240 МРП, то есть стоимость покупки вырастает уже на 508 тысяч тенге и более, хотя техника новая и выпущена буквально месяц назад», - подчеркнул он.
Такая ситуация привела к повсеместным отказам покупателей от новых автотранспортных средств, произведенных в конце предыдущего года.
«Очевидно, что при сохранении указанной нормы Налогового кодекса данная тенденция будет только возрастать. Для производителей это будет означать регулярное образование нереализованной продукции на складах, ее выбытие из оборота и замораживание оборотных средств. Уже сегодня, по информации Ассоциации казахстанского автобизнеса, на складах скопилось более 4,5 тысячи единиц только коммерческой техники, произведенной в конце 2015 года на сумму не менее 27 млрд тенге. С учетом легковых автомобилей эта сумма может оказаться в 1,5-2 раза больше», – привел неутешительные данные Азат Перуашев.
По прогнозам депутата, чтобы регулярно не попадать в такую ситуацию, автопроизводители вынуждены будут в конце каждого года приостанавливать деятельность с сокращением сотрудников и оборотов, что, в свою очередь, представляет серьезные риски для стабильной работы предприятий и сохранения квалифицированного персонала.
«В этой связи убедительно просим вас исправить сложившуюся ситуацию и оказать содействие в изменении пункта 6.4 статьи 456 Налогового кодекса, установив, что сумма сбора за первичную госрегистрацию для новых автотранспортных средств устанавливается для техники возрастом до двух лет с повышением ее стоимости для двухлетних автомашин и старше», – резюмировал Азат Перуашев, обращаясь к министру Асету Исекешеву.