Розничная торговля отреагировала на укрепление тенге ростом февральских продаж на 20%. Объемы розничной торговли в феврале 2016 показали рекордный рост - 19,8% к аналогичному периоду предыдущего года (в 2015 максимум был зафиксирован в декабре - 8,7%). Такие данные приводит ranking.kz.
Рекорд объясняется прежде всего «низкой базой» - сокращением продаж в феврале 2015 года. Тогда на фоне падения цены на нефть произошло снижение экономической активности в целом. В том числе розница за месяц просела сразу на 8%. В феврале 2016 года, напротив, внешнеэкономическая конъюнктура улучшилась, а курс тенге укрепился, что вкупе с эффектом «низкой базы» дало заметное ускорение темпов годового роста розничных продаж.
Между тем рынок потребительского кредитования пока не отреагировал на позитивные сигналы. Размер портфеля потребзаймов на конец февраля составил 2,52 трлн тенге, всего на 0,3% больше, чем в феврале 2015 года.
Товарные кредиты (потребительские займы, напрямую влияющие на объемы продаж в розничной торговле) непосредственно в точках продаж выдают 5 банков. Они предлагают 13 видов таких продуктов с разными условиями. Общее для всех - высокая скорость оформления займов, которая в среднем составляет 15 минут. Максимальная сумма товарных кредитов у разных банков составляет от 200 тыс. до 2 млн тенге, срок - как правило до 3 лет.
Процентная ставка по таким кредитам чаще всего - нулевая. Покупатель за счет средств банка приобретает товар по полной стоимости в рассрочку, без переплаты (правда, при этом он должен приобрести полис страхования жизни). Продавец со своей стороны предоставляет банку скидку на все товары, проданные в кредит. Торговые и банковские сети в данном случае выигрывают за счет увеличения объема продаж и количества лояльных клиентов.
В кредит предлагаются не только бытовая техника, но и мебель, одежда, автозапчасти, отопительное оборудование, услуги фитнес-центров, турагентств, медицинских учреждений и др.
Среди партнеров банков по товарным кредитам особое место занимают магазины бытовой техники и электроники. Большая часть покупателей-заемщиков проходит именно через них. С такими партнерами часто проводятся совместные акции, когда клиентам предлагается, например, рассрочка на больший срок.
Наибольшее число кредитных менеджеров представлено в магазинах «Сулпак», «Технодом», «Планета Электроники» и «Алсер»: по 15-20 человек на одну торговую точку, а перед новогодними праздниками - до 30. В остальных сетях работают от 2 до 5 кредитных менеджеров на магазин.
По количеству торговых точек среди сетевых магазинов бытовой техники и электроники лидирует «Сулпак» - 82 площадки. В тройку лидеров также вошли «Алсер» - 75 точек и «Технодом» - 60 точек (по официальной информации на сайтах магазинов).
*Логиком указал на своем сайте наличие только двух магазинов (хотя только в Алматы их 5 (2gis.kz))
Актуальность сотрудничества торговых сетей с банками растет, поскольку натуральные объемы продаж бытовой техники в последние три года последовательно сокращаются. Так, в 2015 году число проданных телевизоров сократилось на 19%, притом что это самый массовый товар в сегменте. Спрос на видео- и фотокамеры, а также на мелкую кухонную технику упал почти на четверть. Хорошо продавались только стиральные машины (+34% к 2014), обогреватели (27%) и компьютеры (39%). При этом в 2014 году сократились продажи всех видов бытовой техники, кроме видео- и фотокамер.