Вот уже неделю цены на нефть марки Brent демонстрируют рост. Начало этому было положено в четверг, 21 января, когда прирост по отношению к предыдущему дню составил 4,91%, или 1,37 доллара – котировки остановились на отметке 29,25 доллара. В пятницу, 22 января, итоговая цена североморской смеси увеличилась на впечатляющие 10,02%, или 2,93 доллара, составив 32,18 доллара. Единственной «точкой», нарушившей устремившуюся вверх ценовую траекторию, стал итог торгов в понедельник, 25 января: сессия завершилась на отметке 30,50 доллара – с минусом в 7,79%, и в тот день больше 32,81 доллара за Brent никто не давал. Однако затем рост возобновился, и в четверг, 28 января, мартовские фьючерсы зафиксировались на значении 35,37 доллара, прибавив 6,86%, или 2,27 доллара, к предыдущему дню, при этом максимальное значение в ходе торгов доходило до 36,72 доллара. В пятницу, 29 января, европейский нефтяной эталон к 14:00 по времени Алматы держится на уровне «35 плюс», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Давление снизу, давление сверху
«Похолодание в США, фиксирование прибыли хедж-фондами, атаки боевиков на нефтепромыслы в Ливии», – перечисляет Жарас Ахметов, директор компании Oil Gas Project, краткосрочные факторы, объясняющие рост стоимости нефти. Кроме того, говорит эксперт, положительно на котировки повлияли появившиеся в информационном пространстве сообщения о возможности проведения встречи ОПЕК в феврале, где может присутствовать и Россия и где может быть обсуждено синхронное снижение добычи.
По мнению Валерия Полховского, аналитика ГК FOREX CLUB, причиной роста, начавшегося в конце предыдущей недели, стало прежде всего то, что котировки находились на реально низком уровне. «28 долларов за баррель – это отметка, ниже которой нерентабельными становятся не только сланцевые компании. Да, в мире есть месторождения, где себестоимость добычи низкая, – в Саудовской Аравии и России в первую очередь, но добываемой на них нефти не хватит, чтобы обеспечить мировое потребление. В то же время в России, например, есть месторождения, где себестоимость очень высокая. При стоимости нефти меньше 30 долларов за баррель становятся нерентабельными труднодоступные месторождения, битуминозные пески Канады», – рассказывает спикер.
Участники рынка, по его словам, это понимают и склонны полагать, что цены не должны падать существенно ниже, а потому при любом поводе пока готовы покупать по цене меньше 30 долларов. Однако поводов для масштабного роста тоже не хватает. Как только контракты подросли до 34 долларов, то тоже оказались под давлением. «Похоже, цены пробуют найти некий новый коридор. Вполне возможно, им станет ценовой промежуток от 30 долларов до 40 долларов за баррель», – предполагает аналитик.
Для того чтобы котировки двинулись дальше указанных границ, в настоящее время требуется решение ведущих производителей о снижении добычи. «Слухи об этом ходят. Если они перерастут в конкретные действия, вот тогда цены могут вернуться и к 50 долларам», – уверен Валерий Полховский.
Рынок не имеет четкой позиции
«Цены на нефть растут только одну неделю. Для формирования тенденции необходимо, чтобы положительная динамика наблюдалась как минимум пять недель. Пока же мы видим, что на рынке нет определенности. Трейдеры поняли: 27 долларов за баррель – это слишком мало и, опасаясь перепроданности, начали сильно играть в сторону роста. Пока играли в рост, смели все короткие позиции на продажу. И мы увидели рост в один день, во второй день – серьезный рост», – комментирует поведение Brent Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития.
По его словам, вообще такие серьезные колебания, такая волатильность на нефтяном рынке показывает, что рынок не имеет четкой позиции, велика неопределенность. И любой дополнительный фактор – еще не учтенный – может очень серьезно сыграть на динамике.
На днях представители России говорили, что страна готова взаимодействовать с ОПЕК в вопросах ограничения производства нефти. «Если бы это заявление было совместным, сделанным на какой-то встрече, после которой было бы оглашено следующее внеочередное заседание организации с соответствующей повесткой, то нефть сразу же подросла бы процентов на 10. И обратная ситуация: если увидим более негативную информацию по динамике Китая, хотя, в общем-то, более негативную, чем сейчас, сложно представить, и, допустим, данные о резком росте производства нефти в США, то стоимость черного золота может таким же образом опуститься за уровень 27, ниже 25 и дальше. Рынок сейчас с равной вероятностью может пойти и в одну, и в другую сторону», – поясняет собеседник, в чем проявляется неопределенность на рынке.
В настоящее время, продолжает он, трейдеры пытаются найти точку равновесия, чтобы ждать следующую порцию новостей. Одна из таких «порций» касается решения Федеральной резервной системы США по базовой ставке: ее уровень осталась прежним (0,25-0,5%, решение об этом было принято 27 января. – Ред.), но за этим последуют комментарии – когда ждать движения или до конца года ставка останется неизменной.
Эксперт обращает внимание также на то, как активно страны арабского региона пытаются проводить словесные интервенции. В пятницу представитель Саудовской Аравии заявил: страну не устраивает цена в 30 долларов за баррель, хотя до этого саудовцы всегда говорили о готовности к любой стоимости нефти. В понедельник руководитель ОПЕК заявил о том, что надо принимать какие-то меры. Сейчас, говорят, надо Россию включать в процесс переговоров с ОПЕК.
«Рынку же в этом потоке информации осталось дождаться реальных встреч и действий», – заключает Сергей Пикин.