Сенат Парламента ратифицировал Соглашение о гранте между Республикой Казахстан и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) на сумму в 20 млн долларов. МБРР выступает в качестве «администратора Трастового фонда одного донора для программы по повышению энергоэффективности и развитию молодежного корпуса». В общей сложности средства МБРР пойдут на помощь в трудоустройстве и занятости безработной молодежи в Алматинской, Южно-Казахстанской, Карагандинской и Павлодарской областях. Законопроект о ратификации Соглашения презентовал перед сенаторами министр образования и науки РК Аслан Саринжипов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Всего по гранту планируется профинансировать более 1,7 тыс. проектов, в которых собираются задействовать 8,5 тыс. молодых людей. Большая часть этой молодежи из числа малообеспеченных, безработных и других социально уязвимых категорий граждан. Сумма каждого проекта составит 4 тыс. долларов из расчета на 6 месяцев работы. Кроме того, участники проектов будут получать ежемесячную социальную стипендию от 140 до 325 долларов.
Между тем у некоторых сенаторов возникли вопросы, почему казахстанская сторона принимает от международного финансового института так называемый «грант для нищих». Ведь мы позиционируем себя как динамично развивающаяся страна, которая стремится в тридцатку наиболее развитых стран мира. И при этом получаем безвозмездный грант на безработную молодежь как наиболее бедные страны Азии и Африки. Нет ли в этом определенного диссонанса? В частности, такую позицию озвучил сенатор Дулат Куставлетов.
Отвечая ему, министр образования и науки Аслан Саринжипов отметил, что на самом деле в арсенале Всемирного банка есть широкий спектр механизмов поддержки, в том числе «безвозмездные гранты» на решение различных социальных вопросов.
«Мы с Всемирным банком в течение двух лет активно работали, с тем чтобы привлечь средства таких грантов для решения социальных проблем, тех острых проблем, которые на сегодняшний день существуют на фоне кризисных явлений. Это вопрос наличия у нас безработной молодежи, которая не имеет образования. Ежегодно порядка 30 тыс. молодых людей после школы не устраиваются на работу, и в течение 6 месяцев они не учатся и не работают. Такая социальная проблема в Казахстане имеется. И для решения ее мы как раз и привлекли эти деньги», - объяснил Аслан Саринжипов.
Министр образования и науки уточнил, что из местного и республиканского бюджетов выделяется порядка 3,5-4 млрд тенге на решение проблемы молодежной безработицы. Но этих денег на решение этой конкретной задачи недостаточно. Поэтому МОН РК и обратилось во Всемирный банк, чтобы использовать те механизмы и инструменты, которые есть для решения конкретной социальной задачи.
«Как вы заметили, в числе пилотных регионов мы выбрали именно южные регионы – это Алматинская и Южно-Казахстанская области. Карагандинская область выбрана потому, что там большой контингент безработной молодежи. Павлодарская область – потому, что это пилотный северный регион, чтобы мы там могли отработать все механизмы поддержки. Мы считаем, что именно в 2016-2017 годах этот проект будет очень актуален и мы сможем обеспечить социальную занятость – молодежь будет иметь возможность получать небольшую зарплату за общественно полезную деятельность, которую она сама организует. Сами эти молодежные группы представят идеи. Наконец, это поможет вовлечь молодежь в общественно полезную деятельность», – подытожил Аслан Саринжипов.
Секретарь комитета сената Парламента по социально-культурному развитию и науке Владимир Редкокашин заявил в свою очередь, что выделяемые средства Международным банком реконструкции и развития позволят шире привлекать молодежь посредством волонтерств, различных видов трудовой деятельности, прививать ей социальные навыки, а также даст более широкие возможности для раскрытия и применения ею своих возможностей.
«Мы все помним, что в прошлом году мы приняли Закон «О государственной молодежной политике», которым создали законодательную основу по работе с молодежью, определили полномочия государственных и местных исполнительных органов. На основе этого закона в каждом регионе созданы молодежные ресурсные центры, через которые будут выделяться гранты в виде оплаты стипендии и оплаты работы молодежи, участвующей в необходимых социальных проектах. Считаю, что ратификация этого соглашения будет способствовать консолидации молодых людей страны», - констатировал Владимир Редкокашин.
Вместе с тем секретарь комитета сената по международным отношениям, обороне и безопасности Бырганым Айтимова тоже попыталась развеять «осадок», остававшийся у некоторых коллег.
«Прежде всего Международный банк реконструкции и развития выделяет такого рода гранты развивающимся странам. Не только наименее развитым государствам, а их около 30 в мире, Казахстан же находится в стадии развивающегося государства. Если знаете, то и Китай тоже на сегодняшний день находится в ранге развивающего государства. Поэтому ничего унизительного в этом нет, наоборот, мы должны поблагодарить банк за то, что они сделали серьезное исследование по самой турбулентной части населения планеты. Это молодежь, и по моей информации именно эксперты этого банка, прежде чем подписать это соглашение по гранту, сделали тщательное исследование положения нашей молодежи. Именно поэтому выбрали только четыре региона. Мы бы хотели, чтобы и в Западный Казахстан тоже такие же гранты пошли. Но именно банк пришел к выводу, что наиболее востребована такая поддержка у сельской молодежи именно этих регионов», - разъяснила Бырганым Айтимова.
По ее словам, грант выделяется, чтобы не было пессимистического настроения у молодежи.