В новое законодательство о государственно-частном партнерстве (ГЧП), принятое в конце 2015 года, внесено несколько принципиальных новелл, которые предстоит освоить госорганам на местах. Во-первых, речь идет о малых формах государственно-частного партнерства, которые предусматривают развертывание проектов стоимостью до 7 млрд 900 млн тенге в регионах. Во-вторых, предусматривается механизм частной финансовой инициативы, которую можно с успехом использовать на местном уровне – в областях и районах. Об этом в рамках семинара по разъяснению положений Закона РК «О государственно-частном партнерстве» в акимате города Астаны с участием представителей акиматов областей заявил первый вице-министр национальной экономики РК Марат Кусаинов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам Марата Кусаинова, самое принципиальное и важное для регионов в новом законе о ГЧП кроется в обновленной системе по малым формам государственно-частного партнерства.
«Это принципиальное нововведение. Все проекты стоимостью до 7 млрд 900 млн тенге признаются малыми проектами. Для республики они кажутся малыми, но для регионов это чрезвычайно большие и дорогие проекты. Здесь мы предоставляем большую самостоятельность и упрощенные процедуры для их реализации», – сказал он.
Вторым очень важным аспектом является частная финансовая инициатива.
«Во-первых, мы должны в сельской местности привлекать частников. Там рынок замонополизирован. Стоит один объект – дом культуры или детсад. Зачем там строить два или три детсада, если есть готовое трехэтажное здание у частника. Его можно на основе частной финансовой инициативы использовать для открытия нового детского сада. Здесь открываются очень большие возможности как для акиматов регионов, так и для бизнеса», – разъяснил Марат Кусаинов.
В свою очередь, у представителей акиматов возникли вопросы. В частности, их интересовало, как будет работать механизм ГЧП по детским садам и другим социальным объектам. Например, если бизнес сам пришел, разработал всю проектную документацию начиная с ПСД и ТЭО, построил за свой счет детский сад, школу или больницу, то может ли государство просто выкупить у него этот объект? Ведь он таким образом обойдется в разы дешевле, если государство будет строить с нуля. Тот же детский сад обойдется в 400 млн тенге на 140 мест, а бизнес может сделать намного дешевле, при этом не потеряет в качестве.
К тому же представителей местных исполнительных органов интересовало, как им сейчас работать по новому закону об энергосбережении. Так, сейчас введено понятие энергосервисных компаний, которые получают энергосервисные контракты и могут предоставлять услуги в течение определенного времени, получая прибыль за счет сэкономленных средств. В частности, в проработке только акимата Северо-Казахстанской области сейчас находится 24 проекта в районах области по установке котельных в школах и поликлиниках.
«Вести ли эти проекты по линии закона об энергосбережении и держать установленный тариф, чтобы энергосервисные компании зарабатывали на разнице, либо есть какой-то механизм, чтобы эти котельные переложили на новый закон о ГЧП», – спросили представители акиматов.
В ответ заместитель председателя правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Галымбек Мамраев заметил, что самое главное преимущество закона о ГЧП и закона о концессии состоит в том, что они не противоречат другому законодательству и его не отменяют.
«Поэтому можно будет скомбинировать положительные моменты закона об энергосбережении и положительные вещи закона о ГЧП. Можно будет вести работу по закону о ГЧП с применением норм закона об энергосбережении», – объяснил Галымбек Мамраев.
Вместе с тем он заметил, что областные акиматы могут применять схему по выкупу готовых объектов социального назначения у бизнеса. Ведь это тоже она из разновидностей ГЧП.